Как работает пропаганда: разница между ложью и полуправдой

Пропаганда терпит неудачу лишь в том случае, если она явно выглядит как пропаганда. Этот факт известен всем, кто занимается связями с общественностью. Поэтому она проникает в сознание людей гораздо более скрыто, чем реклама, которую мы видим во время рекламных перерывов в видео или на выделенных рекламных площадках в интернете. Помните: если вы считаете, что вами не влияют, то это не так. Naked Science объясняет, как действует пропаганда.

Если вы считали, что пропаганда ограничивается политической сферой, это заблуждение. Она может использоваться для продвижения религиозных или культурных ценностей, например. Кроме того, пропаганда имеет различные формы: белая, черная и серая. Белая пропаганда основывается на более или менее достоверных данных из официальных источников и, как правило, направлена на создание положительного имиджа этих источников или на демонстрацию превосходства определенных идей и идеологий. Серая пропаганда использует разнообразные источники, как достоверные, так и сомнительные (определить их истинную природу довольно сложно), тщательно отбирая факты и аргументы для воздействия на чувства людей. Черная пропаганда, в свою очередь, использует намеренно созданную ложь, распространяя заведомо неправдивую информацию.

Не все понимают разницу между белой и черной агитацией, и многие склонны воспринимать этот термин в целом в негативном свете. Это подтверждают данные социологических опросов. Например, в 2017 году ВЦИОМ опубликовал результаты своего исследования, посвященного изучению мнения россиян о пропаганде. Выяснилось, что 15 процентов определяют ее как навязывание своего мнения, восемь — как ложь, и еще 10 процентов относятся к ней в целом негативно. Упоминание о пропаганде вызывает чувство недоверия у 35 процентов соотечественников и антипатии — у 24. Более половины опрошенных (56 процентов) уверены, что пропаганда вредит обществу. Однако в сочетании с социально одобряемыми понятиями агитация перестает восприниматься негативно. Целых 96 процентов респондентов, например, считают, что пропагандировать здоровый образ жизни — это хорошо, еще больше (97 процентов) — за распространение призывов к соблюдению ПДД, а за популяризацию (то есть, другими словами, пропаганду) науки выступили более 90 процентов опрошенных.

Хаммурапи и холодная война

Влияние на общественное мнение с определенными целями существует уже давно, еще до появления самого термина. Преамбула к Своду законов Хаммурапи часто рассматривается как один из первых примеров пропаганды, поскольку она утверждала, что законы созданы для защиты обездоленных и направлены на благо малоимущих. Однако сами законы содержали предписания, в основном благоприятные для состоятельных жителей Месопотамии.

Изначально термин «пропаганда» был введен католической организацией Congregatio de Propaganda Fide, основанной в 1622 году папой Григорием XV для глобального распространения католического вероучения. Широкое применение пропаганды приходится на период Первой мировой войны, когда воюющие стороны столкнулись с задачей объединения всего общества. С одной стороны, требовалось преодолеть разобщенность и индивидуализм, а с другой – мобилизовать население для достижения военных целей. Именно тогда получили распространение агитационные листовки, стихи, плакаты и другие формы военной пропаганды, а также стала очевидной роль средств массовой информации в продвижении политических идей.

Новый всплеск популярности пропаганды произошел во время Второй мировой войны, а также в эпоху холодной войны между СССР и США. После этого пропаганда прочно вошла в арсенал воздействия на массы в самых разных странах, особенно в период тоталитарных режимов. В условиях демократии пропаганда тоже действует, однако наравне с ней активно существует и контрпропаганда.

Существует множество способов пропаганды, однако все они преследуют единую цель — воздействие на общественное мнение. Манипуляция общественным сознанием часто рассматривается как психологическое насилие, поскольку она подразумевает скрытое влияние на мышление людей. Таким образом, у человека формируется восприятие реальности, которое зачастую отличается от того, что он лично видел и ощущал. Это достигается путем искажения исторической правды – многократного повторения ложных сведений. Значительную роль в этом процессе играет кинематограф. В течение длительного времени, иногда десятилетий, фильмы, созданные по заказу, формируют у зрителей искаженное представление о событиях, в то время как свидетели, присутствовавшие при них, зачастую устраняются. Поэтому «плохие парни» в американских боевиках всегда четко соответствуют текущему внешнеполитическому курсу США. Если Рэмбо и Джеймсы Бонды мужественно сражались с коварными советскими шпионами, то Агент 007 из 2002 года уже попал в плен к северным корейцам. То ли еще будет!

Пирамидки и линии

Уже в 1951 году американский психолог Соломон Аш провел свою известную серию экспериментов эксперимент. Участникам эксперимента (студентам-испытуемым) было объявлено, что целью является проверка зрения. Однако, на самом деле, Аш стремился изучить, как каждый студент реагирует на мнение большинства. В каждой группе все испытуемые, за исключением одного, были заранее подготовленными. Группе демонстрировались линии, и их просили оценить и сравнить длину. Поверхностно кажется, что задача несложная! Но результаты исследования вызвали широкий резонанс в мировом сообществе. Студенту необходимо было просмотреть 18 пар карточек и, следовательно, ответить на 18 вопросов. Каждый раз студент давал ответ последним в группе.

На первые два вопроса респонденты дали точные и идентичные ответы. Затем последовала неожиданная ситуация: заготовленные участники начали утверждать, что линии разной длины равнозначны. Это вводило в замешательство каждого, кто не подозревал о подвохе, и, по их словам, вызывало ощущение сильного дискомфорта, если испытуемый не соглашался с мнением большинства. В результате, 75 процентов участников хотя бы однажды согласились с заведомо неверным утверждением, признавая линии разной длины равными.

Аналогичные исследования проводились и в Советском Союзе. Их осуществляла не менее изощренная, чем Аш, исследователь, кандидат психологических наук Валерия Мухина. Семь молодых людей располагались полукругом. На столе перед ними находились две пирамидки – черного и белого цвета. Шесть участников эксперимента, являвшиеся заранее подготовленными, единогласно отвечали на вопрос о цвете пирамидок: «Обе белые». Когда наступала очередь седьмого, не подозревающего о подвохе, он поддерживал их ответ. После завершения эксперимента ему сообщали о «подвохе» и интересовались, почему он не настоял на своей точке зрения и не высказал собственное мнение. Испытуемые объясняли, что согласились с мнением группы, поскольку «так часто бывает с людьми» и что для них этот ответ не был принципиальным, хотя если бы он имел решающее значение, они, безусловно, выразили бы несогласие с большинством.

Изначально в эксперименте принимали участие дети. Одна девочка, ошибочно назвав черную пирамидку белой, получила просьбу подвинуть к себе черную пирамидку. Ребенок, руководствуясь детской наивностью, схватил черную пирамидку. На вопрос о причине, по которой она назвала обе пирамидки белыми, девочка ответила: «Они так сказали».

Изменения в поведении или мнении человека под воздействием реального или предполагаемого влияния со стороны других людей или группы называются «внутренней конформностью». Многие из нас испытывают дискомфорт, чувствуя себя изгоем, и даже если мы изначально придерживаемся иных взглядов, со временем склоняемся к мнению большинства. Это объясняется тем, что большинство людей не склонны к глубокому анализу и критическому осмыслению. С точки зрения эволюции, мы не так уж и сильно отличаемся от наших предков, ведь выживание социальных существ, таких как приматы, во многом зависит от способности индивида успешно интегрироваться в коллектив.

Анонимный авторитет и будничный рассказ

Одной из наиболее часто используемых техник убеждения является так называемый «анонимный авторитет». Этот прием относится к серым методам пропаганды, характеризующимся размытостью источника: «Ученые установили…», «Врачи советуют…», при этом конкретные имена не называются. По мнению Виктора Сороченко, известного социолога и социального психолога, авторитет, чье мнение приводится в таких случаях, как правило, вымышленный. Однако ссылка на него придает информации видимость достоверности в глазах аудитории.

Для постепенного привыкания аудитории к насилию и изображениям крови используется метод «будничного рассказа». Он заключается в том, что ведущий новостей, сохраняя спокойствие, сообщает об очередных жертвах и наиболее жестоких преступлениях. Например, подобный подход был применен в 1973 году во время государственного переворота в Чили, чтобы вызвать у населения безразличие к действиям спецслужб, действовавших при режиме Пиночета.

Забалтывание и эмоциональный резонанс

Технику «забалтывания» применяют для того, чтобы спровоцировать негативную реакцию на человека или явление, или уменьшить их значимость. Это может быть эффективно, например, для ослабления позиции оппонента путем чрезмерного восхваления, постоянного акцентирования внимания на его предполагаемых выдающихся качествах. В итоге это почти всегда приводит к раздражению аудитории. Аналогичный эффект можно достичь и в отношении какого-либо явления или процесса. Возможно, это произошло не намеренно, но именно такого результата, по всей видимости, в 2020-2021 годах добились все мировые СМИ, освещая актуальную проблему — пандемию коронавируса, которая в конечном итоге всем порядком надоела. При этом она оставалась важной темой для обсуждения.

Одно из ключевых положений пропаганды заключается в том, чтобы воздействовать не на разум, а на чувства аудитории (несмотря на то, что многие этого хотели бы, наш разум по сути является лишь тонким слоем, а основная его часть — бессознательное, которое управляется эмоциями. Это подтверждают эксперименты, о которых мы ранее упоминали). В условиях скопления людей или при ощущении принадлежности к какой-либо группе (например, к зрителям телевизионного канала), люди склонны сильно подвергаться влиянию эмоций окружающих. Точные причины этого явления остаются невыясненными. Зигмунд Фрейд предложил интересную теорию, согласно которой люди в бессознательном воспринимают лидера как отца и связаны друг с другом схожими чувствами, подобными братским. Это сплочение создает ощущение безопасности и снижает личную ответственность за совершаемые действия. В результате подавляются рациональные механизмы защиты и высвобождаются бессознательные чувства.

Пропагандисты хорошо знакомы со всеми этими особенностями человеческой психики. Создание эмоционального отклика – одна из ключевых целей большинства информационных сообщений и развлекательных программ. СМИ постоянно стремятся вызвать у аудитории сильные эмоции, и при необходимости доводят их до крайней степени. В качестве примера можно обратить внимание на интонации, с которыми радио- или телеведущие зачитывают информацию о происшествиях в стране и за рубежом.

В освещении трагических событий, таких как катастрофы, войны или террористические акты, интонации обычно выражают благородную скорбь или осуждение виновных. Однако, если сразу после этого следует сообщение о встрече главы государства с представителями шахтерской, летной, педагогической или медицинской профессий, можно заметить, как экранная речь мгновенно меняется, и в голосе начинает проявляться «конструктивный оптимизм» и уверенность в светлом будущем нации», — отмечает Виктор Сороченко. Подобные приемы воздействуют на чувства зрителей, побуждая их испытывать то «священный гнев», то «тихую гордость».

Ядовитый сэндвич и большая ложь

Обман чреват разоблачением, поэтому для СМИ более целесообразно не искажать факты, а маскировать правду таким образом, чтобы она не привлекала внимания. Ключевым фактором здесь является способ представления информации – прием, который под силу заметить лишь наиболее внимательным читателям. Обратите внимание на последовательность подачи новостей или расположение информации на страницах газет.

Если положительное сообщение вставляется между негативными вводными и заключительными частями, мозг может практически не заметить его. Опытный диктор способен незаметно для аудитории пропустить положительную информацию. При этом формально сохраняется объективность освещения событий, а воздействие «лишней» информации снижается. Это называется приемом «ядовитый сэндвич», который часто используется в пропаганде. Также существует прием «сахарный», при котором негативное сообщение скрывается за положительным началом и оптимистичной концовкой.

Гораздо более изощренным приемом является «большая ложь». Его суть была описана в книге «Моя борьба» автором, который в свое время был австрийским художником, а впоследствии стал печально известным главным военным преступником XX века Адольфом Гитлером (и не только описана, но и регулярно применялась этим методом): «Широкие массы (…) более восприимчивы к масштабной лжи, чем к незначительной». Один из его сподвижников, Йозеф Геббельс, выразительно перефразировал это утверждение: «Чем масштабнее ложь, тем быстрее ей поверят». Американский актер Ричард Белзер в своей работе «НЛО, Кеннеди и Элвис: заговоры, в которые, чтобы поверить, необязательно быть сумасшедшим» позднее добавил: «Если вы повторяете достаточно масштабную ложь и делаете это достаточно часто, люди начнут верить, что вы говорите правду, даже если то, что вы говорите, является абсолютной нелепостью». Поэтому еще один метод пропаганды – это постоянное внушение и многократное повторение одного и того же утверждения.

Существуют сотни методов пропаганды, и их количество сопоставимо с общим числом приемов манипуляции. В рамках этой статьи мы не сможем охватить все. Читателям, не имеющим специального обучения в области пропаганды, мы рекомендуем полагаться на собственные ощущения и развивать критическое мышление.