Согласно исследованию, проведенному французскими учеными, в период локдауна, связанного с первой волной пандемии COVID-19, наблюдалось увеличение времени, которое люди посвящали творчеству. Установлено, что наиболее продуктивными в творческом плане были те, на кого стресс и тревога оказывали меньшее воздействие.
В связи с пандемией COVID-19 и введёнными ограничениями, люди во всем мире столкнулись с необходимостью пересмотреть свои привычки и приспособиться к новым условиям жизни. Специалисты из Парижского института мозга (Франция) провели оценку изменений в уровне креативности в течение этого периода и выявили факторы, оказывающие на него воздействие. Согласно результатам исследования, карантинные меры в целом способствовали повышению творческого потенциала, но только при отсутствии выраженного стресса. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.
Креативность – это одна из когнитивных функций мозга, позволяющая находить нестандартные решения в новых обстоятельствах. Чтобы оценить воздействие карантинных мер на креативность, исследователи провели онлайн-опрос в марте-апреле 2020 года. Анкета включала в себя две части. Первая часть была посвящена восприятию сложившейся ситуации респондентами, и содержала вопросы, например, «Вы чувствуете себя одиноким?» и «Увеличилось ли у вас свободное время?». В целом, ответы на вопросы первой части анкеты использовались для оценки психологического состояния, настроения, уровня стресса и мотивации. Вторая часть содержала вопросы, касающиеся творческой деятельности во время локдауна: ее виды (например, кулинария, рисование, шитье, садоводство, декорирование, музыка), частоту, успешность, значимость, а также факторы, стимулирующие или сдерживающие проявление креативности.
После анализа более 400 ответов, исследователи установили, что изоляция вызвала психологический стресс у большей части опрошенных, но одновременно способствовала повышению их креативности. Участники, отмечавшие хорошее самочувствие, также оценивали себя как более творческих. Связь между возникшими сложностями и уровнем креативности не была выявлена. Многие респонденты испытывали трудности в повседневной жизни и были вынуждены использовать творческий подход для их решения. В то же время, у некоторых людей изобилие проблем подавляло их креативность.
Во время карантина люди чаще всего занимались готовкой, танцами и садоводством. Примерно 40% респондентов, которые уже пять лет до пандемии были вовлечены в творческую деятельность, существенно увеличили время, затрачиваемое на нее. Повышение уровня креативности в период самоизоляции, вероятно, обусловлено появлением свободного времени, ростом мотивации, необходимостью решения проблем и адаптации к изменившимся обстоятельствам. Снижение креативности, отмеченное у части испытуемых, в основном коррелировало с выраженными негативными эмоциями, воздействием стресса, переживаниями тревоги, дефицитом материальных средств или отсутствием возможностей.
Ученые давно изучают связь между настроением и креативностью. Имеющиеся данные указывают на то, что для проявления творческого потенциала человеку важно ощущать позитивные эмоции, и, в свою очередь, творческая деятельность способствует улучшению настроения.