Лайк и репост: вместо тысячи слов

Определение личности человека по его аккаунту в соцсетях давно стало чем-то вроде хиромантии: мало кто в это верит, а практикуют многие. Психологи между тем считают: кое-что сказать о человеке по его странице все же можно. Но что именно? А еще: что нас побуждает ставить лайки и делать репосты, как развивается зависимость от социальных сетей и – главное – что с ней делать? Рассказываем.

Лайк и репост: вместо тысячи слов

©pixbay

«Гадание» по аккаунту 

Многие уверены, что по странице в социальной сети ничего сказать о человеке нельзя. Тем не менее, заводя нового приятеля, мы первым делом внимательно изучаем его аккаунт – так же, кстати, поступают кадровики, принимая человека на работу. Психологи уверяют, что «гадание» по аккаунту имеет право на научное обоснование, хотя возможности его резко ограничены, ведь страница в соцсети – это как конфетная обертка, улучшенная версия человека, показанная в наилучшем ракурсе. В целом можно выделить несколько условных типов людей, в зависимости от информации о них в Сети. 

Первый тип – «скрытный». Как правило, у такого пользователя закрытый профиль, сведениями о себе он не балует даже друзей, разве что парой фотографий позапрошлого года и несколькими подписками. Если вы видите подобный профиль – с большой долей вероятности перед вами интроверт, которому сложно делиться данными о себе. Такой человек может испытывать трудности в общении и в реальном мире. Другой вариант – перед вами человек, который находится в глубокой депрессии. 

Второй тип психологи назвали «делящимся». Кажется, этот пользователь представляет собой службу моментального мониторинга всего интернета: на его стене поминутно появляются рецепты блюд, советы о том, как выжить в автокатастрофе, фотографии котиков или какие-нибудь мудрые цитаты. Есть вероятность, что в реальности такой человек старается угодить всем и каждому. Он не придерживается одного стиля жизни и интересов и, возможно, стесняется своих скрытых талантов или не видит их. 

Третий тип можно охарактеризовать так: он непрестанно показывает публике свою сладкую жизнь. В таких аккаунтах снимки с Мальдивских островов сменяет закат над Эйфелевой башней. Каждое его фото повергает измученных офисом пользователей в состояние унылой раздражительности. Психологи между тем твердят: не спешите завидовать. Нередко за такими фотографиями скрывается глубоко одинокий и даже несчастный человек, ведь так явно демонстрировать свои достижения будут не все. А тяга к перемене мест зачастую говорит о том, что человек не очень счастлив в своем привычном окружении и ему тяжело оставаться наедине с самим собой. Ему важно быть примером для других – так он избавляется от ощущения бессмысленности существования. Важно, впрочем, отличать таких людей от действительно увлекающихся путешественников: например, тех, кто этим зарабатывает. Правда, едва ли последние будут делиться всеми нюансами своих поездок – им не до того. 

«Откровенный» тип – противоположность интроверту. У этого пользователя на виду вся его сокровенная жизнь, включая поминутные отчеты о его настроении: «озадачен», «счастлив», «не в духе». Он не стесняется публиковать информацию о том, что расстался со своим/своей партнером/партнершей, почему это произошло и что он думает по поводу случившегося. Так человек показывает миру, что он «свой», он хочет, чтобы его приняли, а может быть, и полюбили. Не исключено, что когда-то он был отвергнут социумом – например, над ним издевались в школе или он долго не мог найти друзей. Он боится вновь пережить это отвержение и старается всем понравиться. 

Если из 100 фотографий человека в соцсети, 99 – это он собственной персоной, показывающий себя в самых выгодных позах и ракурсах, да еще в полуобнаженном виде, то перед вами «сексуальный» тип. Его главная цель – понравиться всеми правдами и неправдами, он ожидает постоянного поощрения и пристально следит за числом лайков. Если такое позирование не связано с профессиональной деятельностью, то оно говорит о низкой самооценке пользователя и отсутствии веры в себя. А еще о том, что человек находится на довольно примитивной ступени развития, где преобладают лишь факторы физической привлекательности. 

«Сексуала» можно спутать с типом, который постоянно гонится за идеальным телом. Этот пользователь тоже фотографирует свою спортивную фигуру в самых удачных ракурсах, но, помимо этого, его страница переполнена рецептами белковых блюд и подписками на фитнес-центры. Несмотря на то что спорт – это жизнь, психологи считают, что чрезмерная озабоченность своим телом может говорить о том, что человек им не удовлетворен, то есть, опять же, о низкой самооценке. Помимо бесконечных упражнений, такой пользователь может прибегать к пластическим операциям, строгим диетам и испытывать трудности в общении с противоположным полом, а также в целом чувствовать себя несчастным. 

Еще один похожий тип – «мастер селфи». Выражение его лица на фотографиях застыло, словно маска, и кочует из кадра в кадр без каких-либо изменений. Многие считают, что такие люди очень любят себя: увы, на самом деле, это не так от слова совсем. Если вы видите, что аккаунт человека заполнен его селфи, – знайте, перед вами субъект с крайне низкой самооценкой, который изо дня в день пытается доказать себе и каждому, что он поистине красив. 

Последний тип тоже можно назвать зацикленным – правда, не на себе, а на своем «продолжении» – детях. Как правило, это мамы малышей, ежедневно заваливающие своих подписчиков сотнями фотографий младенца. Просмотреть их все в состоянии лишь бабушки и дедушки ребенка, поэтому многих пользователей это раздражает, и они отписываются от подобных новостей. И не зря.

Психологи считают таких женщин нереализованными в социуме, именно поэтому они стремятся показать свою значимость через детей. Часто это превращается в соревнование на тему «кто лучшая мать». Ни о каком счастье материнства речь здесь, конечно, не идет – это лишь про отсутствие самореализации и интересов в жизни. Не факт, впрочем, что такая женщина лишена талантов: комплекс «яжматери» лежит глубже, в ее собственной семье. Скорее всего, в детстве девочка не видела другого примера и искренне считает, что роль женщины заканчивается на кухне, будучи окруженной детьми и грязной посудой. Это может говорить и о невысоком уровне развития, и о низкой самооценке. 

Как видим, самая распространенная черта характера, которую можно определить по аккаунту, – самооценка. Причем низкая. Семейный психолог Юлия Токарская считает, что именно такие люди наиболее подвержены зависимости от социальных сетей, склонны не наслаждаться моментом, а спешат продемонстрировать увиденное окружающим и ждут оценки извне. Если в такую ловушку попадают подростки – это условно можно считать нормой, но если взрослый – есть смысл задуматься о посещении специалиста. Хотя некоторые черты вышеперечисленных типажей, разумеется, свойственны всем людям. В конце концов, покрасоваться тоже полезно, важно лишь не переходить границу разумного. 

Психология лайков 

Лайк – это прежде всего форма признания, но у него есть и другие функции. Лайк можно рассматривать как попытку нажить так называемый социальный капитал, то есть установить связь между людьми в интернете, наладить взаимовыгодное сотрудничество. При помощи лайка можно также заявить о себе, безболезненно рассказать миру о своих мыслях и интересах. Кстати, именно на этих пристрастиях зарабатывают социальные сети: анализируя лайки пользователей, компьютерная программа генерирует рекламу, которая появляется на странице человека, а также упорядочивает сообщения в новостной ленте. 

Сегодня многие социальные сети, включая Facebook, «ВКонтакте» и Instagram, тестируют возможность работы без лайков и даже планируют отказаться от них совсем. Так социальные сети хотят повысить читаемость контента за счет исключения действия стадного чувства (большое число лайков повышает вероятность прочтения того или иного поста, а низкое – уменьшает). Таким образом, пользователь будет не только читать пост, но и самостоятельно делать вывод, понравился он ему или нет. А еще такое решение связано с тем, чтобы справиться с проблемой низкой самооценки многих пользователей: не будет лайков – не будет поводов сравнивать себя с другими, теми, у кого лайков больше.

Лайки и правда помогают повысить социальное взаимодействие. Это доказал основатель американской компании Fueled, некто Рамит Чавла, который создал специальную программу, лайкающую каждое фото в новостной ленте Instagram от имени самого Чавла. В результате у него стало появляться по 30 новых подписчиков ежедневно, люди начали узнавать его на улице, а еще он получил множество предложений о том, чтобы он размещал больше постов. Так Рамит Чавл быстро и буквально ни на чем заработал всеобщее одобрение. 

Лайк – это и способ получить обратную связь, и, увы, подмена более глубокого взаимодействия. Проще потратить секунду на щелчок мыши, чем разговаривать с человеком, разместившим пост, выражая ему свою благодарность и внимание. 

А еще лайки приучают нас к условной любви, формируя таким образом определенный невроз, особенно ярко проявляющийся у тех, кто с детства приучен к мысли, что любить можно только за что-то, а не просто так. Ведь лайк – это «ответ» на какое-то действие или достижение. С теми, кто получил достаточное количество безусловной любви, ничего страшного не произойдет: наоборот, подобная форма взаимодействия взращивает здоровую конкуренцию. У тех же, кто недополучил любви «просто так», дело может дойти даже до депрессии. 

З – зависимость 

Зависимость от интернета – не метафора, а реальная медицинская проблема. Между тем зависимость от социальных сетей – ее подвид. Интересно, что от чрезмерного «зависания» в соцсетях страдает в первую очередь женский пол. Некоторые врачи связывают развитие подобной зависимости с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что представляет собой расстройство нервно-психического развития. Оно заключается в недостаточности любви и заботы со стороны взрослых и проявляется еще в детстве. СДВГ характеризуется плохой концентрацией внимания, недостаточным усвоением информации, суетливостью, неусидчивостью и тому подобными симптомами. Зависимости от социальных сетей подвержены также люди с низкой самооценкой, или просто очень одинокие, инфантильные, лживые (ведь в интернете можно предстать кем угодно), или не реализовавшие себя и чрезмерно чувствительные к критике. 

Социальная сеть – удобная для взаимодействия, почти идеальная для некоторых модель мира, нередко – единственное место, где человек может получить признание и социальные «поглаживания», что особенно актуально для подростков. Заходя каждый раз в этот «мир», человек получает положительное подкрепление: так и формируется зависимость. 

Главным симптомом последней считается непреодолимое желание зайти на свою страницу или посмотреть новости в группах, у друзей, проверить число лайков, прочитать комментарии. Позже проявляется потеря временного контроля, что может приводить даже к тому, что человек забывает или не успевает исполнять какие-то свои обязанности, не уделяет внимание своим близким и просто бесцельно прожигает свою жизнь, бесконечно пролистывая ленту новостей. При отсутствии интернета могут возникнуть гнев и раздражительность, зачастую нарушается сон. Человек может находиться в состоянии хронического стресса из-за того, что все время испытывает желание ответить на сообщения или комментарии, может забывать поесть, начать ссориться со своими родными из-за виртуальных подписчиков и комментаторов. Настоящее общение заменяет суррогат. 

Чтобы побороть зависимость от социальных сетей, нужно, во-первых, собрать волю в кулак. Во-вторых, отвлечься, поехать на отдых дикарем – туда, где нет интернета. Если же такой возможности нет, можно пытаться отучить себя от Сети постепенно, сознательно регулируя и сокращая время пребывания там. Лучше всего составить расписание, по которому вы будете посещать соцсети и стараться не уклоняться от него. Полезно при этом отключить все уведомления, чтобы не тревожили. А главное – отказаться от привычки начинать и заканчивать день в социальных сетях. Если же нет сил и на это, то психологи советуют радикальный метод: временно удалить или заморозить свои аккаунты. 


Источник