По мнению ученых из Соединенных Штатов и Бельгии, уровень государственного управления зависит от нравственных ценностей и убежденности граждан в наличии свободы воли.
Вместо того чтобы рассматривать свободу воли исключительно как дихотомию – существует или не существует, – философия, в отличие от науки, позволяет изучать, как эта концепция влияет на психику и поведение, и как она воспринимается. Примечательно, что все больше исследований в этой области свидетельствуют о несостоятельности детерминизма и о взаимосвязи между этим явлением и моралью. Так, эксперименты 2008–2014 годов обнаружили, что отрицание свободы воли коррелирует с низкой этикой: такие испытуемые чаще прибегают к обману и реже выступают в пользу сурового наказания преступников. Тем не менее, ряд последующих наблюдений этого не подтвердили. Чтобы прояснить вопрос, авторы новой работы провели анализ данных Всемирного обзора ценностей (WVS).
В исследование были включены данные из 46 стран, исключая Россию. Опрос охватил 65 111 жителей этой страны, данные были собраны в период с 2005 по 2009 год. Проведение WVS в регионах, отличающихся культурными особенностями и уровнем благосостояния, позволило исследователям выйти за пределы западной культуры (так называемых WEIRD — Западные, получившие образование в индустриально развитых, богатых и демократических странах — гипотетическая группа людей, родившихся и выросших в регионах, соответствующих западным стандартам, с высоким уровнем образования, индустриализации, доходов и демократии. Команда сопоставила этические принципы и представления участников о свободе воли с институциональной целостностью их государств, в частности, с показателями коррупции и прозрачности власти.
Эти показатели были определены на основе Индекса восприятия коррупции ( CPI) и Международных индексов качества госуправления (WGI). По предположениям, вера в свободу воли должна уменьшать вероятность эгоистичного поведения и оправдания преступлений, в то время как недостаточная институциональная целостность – наоборот, усиливает идею детерминизма. Исследования показали, что отрицание предопределенности положительно связана с моральными принципами: по мере укрепления веры в свободу воли возрастала и нравственность участников исследования, причем эта зависимость была дозозависимой. Нарушение моральных норм они признавали неприемлемым, а также чаще высказывались в поддержку справедливого наказания для преступников. Обнаруженная тенденция объяснялась исключительно убеждениями, а не, например, религиозными взглядами.
Ощущение свободы воли, как оказалось, связано с устойчивостью государственных институтов: убежденность и нетерпимость к неэтичному поведению возрастали по мере повышения эффективности государственного управления. Интересно, что этот фактор слабо влиял на взаимосвязь между философскими взглядами и оценкой преступности. Несмотря на то, что уровень устойчивости институтов был заметно ниже в государствах с ограниченной демократичностью, он не менял общую картину. Авторы утверждают, что полученные результаты подтверждают предположение о взаимосвязи между верой в свободу воли и моральными принципами. Влияние на оценку поступков окружающих во многом определяется отношением к власти, за исключением случаев, связанных с преступлением.
Подробности работы представлены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
В нашем материале.