В США большинство простых граждан считают людей, прошедших военную службу, героями и относятся к ним соответственно. Однако, как выяснили психологи, подобное отношение может пойти самим ветеранам во вред.
После того как отслужившие ветераны возвращаются к мирной жизни, они сталкиваются со множеством проблем, самая серьезная из которых — безработица. При этом, что удивительно, общественность относится к бывшим солдатам крайне положительно, считая их героями: так почему же тогда ветераны не могут построить карьеру за рамками военной службы?
Чтобы выяснить это, исследователи из Дьюкского университета (США) провели 11 экспериментов с участием 6500 человек. Так, в первом эксперименте они попросили 149 участников ранжировать самые распространенные американские профессии по «эгоистичности» типичного работника в этой сфере, чтобы составить списки пяти наиболее и наименее «эгоистичных профессий».
Вторую группу из 311 человек попросили оценить каждую из этих профессий по тому, насколько хорошо она подходит ветерану Вооруженных сил США, оставившему службу. Ожидаемо выяснилось, что менее «эгоистичные» профессии американские граждане считали более подходящими «героям», чем карьеру агента по недвижимости или частного банкира.
В другом эксперименте ученые решили оценить результаты первого исследования с поправкой на знания участников о том, что некоторые ветераны поступают на военную службу вовсе не из-за желания служить другим. Для этого 407 добровольцам предложили ознакомиться с биографией вымышленного ветерана, который во время службы в армии получил формальное обучение информационным технологиям, после чего решил посвятить этому карьеру.
Оказалось, если люди были ознакомлены с подоплекой службы человека в армии, они чаще «разрешали» ему работать в конторе, называвшейся «Кошелек богача». Если же участники не знали причин поступления человека на военную службу, они чаще называли более подходящей для ветерана другую фирму — «Место для человечества».
Во время экспериментов также выяснилось, что не только ветеранов общественность в США считает «героями»: эти же стереотипы распространялись на пожарных, медсестер, социальных работников и представителей некоторых других профессий. Предложив 1245 людям поставить себя на место представителя одной из шести профессий и распределить за них, на что потратить 5000 долларов, ученые обнаружили: чем менее «эгоистичной» считается выбранная профессия, тем большую сумму люди решали направить на благотворительность.
Таким образом, считают ученые, общественные стереотипы заметно ограничивают список «подходящих» ветеранам профессий, вынуждая их браться за низкооплачиваемую работу, подходящую имиджу «героя». Исследователи призывают службы поддержки ветеранов обратить внимание на их потребности и снижение общественного давления, чтобы люди, оставившие военную службу, могли мирно жить наравне с другими гражданами.
Исследование опубликовано в журнале Journal of Personality and Social Psychology.