Эксперимент показал, что прослушивание произведений известных композиторов во время лекций по микроэкономике и ночного сна повысило шансы учащихся на успешное прохождение теста.
Недостаток сна — известная проблема для студентов, особенно в период сессии, когда ночи приходится проводить за чтением конспектов и подготовкой к экзаменам. По данным ученых, 60 процентов американских учащихся вузов обычно спят меньше рекомендуемых семи часов, при этом попытки экстренно заучить весь материал не приносят пользы и значимых результатов.
На помощь студентам пришли сотрудники лаборатории нейробиологии при Университете Бэйлора (штат Техас). Исследование, поддержанное Национальным научным фондом США, опубликовано в журнале Neurobiology of Learning and Memory.
Ученые провели эксперимент, в котором участвовали 50 учащихся колледжа в возрасте от 18 до 33 лет: им нужно было прослушать интерактивную онлайн-лекцию по микроэкономике, при этом в качестве музыкального сопровождения (на фоне) звучали отрывки из “Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена, первой части скрипичного концерта «Весна» Антонио Вивальди и «Ноктюрна (ми-бемоль мажор), опус 9, номер 2» Фридерика Шопена.
После этого
ночью в лаборатории, когда студенты засыпали и переходили в фазу глубокого сна,
им на 15 минут (чтобы не разбудить) вновь включали перечисленные композиции. Контрольная
группа при этом слушала белый шум. Активность мозга всех участников
эксперимента отслеживали с помощью электроэнцефалограммы.
На следующее утро студенты писали тест по пройденному накануне материалу. В результате оказалось, что те испытуемые, которые во сне слушали классическую музыку, повысили свой результат на 18 процентов по сравнению с контрольной группой.
«Все преподаватели хотят научить студентов усваивать концепции, а не просто запоминать детали, но это, как известно, трудно , — говорит Майкл Скаллин, директор лаборатории и доцент кафедры психологии и нейробиологии Университета Бэйлора. — Какой учащийся не хотел бы улучшить — и даже в два раза — свою оценку? Эффекты (эксперимента. — Прим. ред.) были особенно заметны у тех участников, которые показали повышенную активность в лобных долях головного мозга во время фазы медленного, то есть глубокого, сна”.
Как объяснили авторы исследования, выбор музыки в подобном эксперименте важен. «Мы исключили джаз, потому что он слишком спорадический и, вероятно, заставит людей проснуться. Поп мы тоже решили не брать, так как композиции, в которых есть текст, мешают первоначальному обучению. Вы не можете читать и одновременно петь песни — просто попробуйте. Мы также исключили звуки океанских волн и природы, потому что их слишком легко игнорировать. <…> В итоге мы остановились на классике, которую многие студенты и так слушают в процессе учебы», — рассказал Скаллин.
Несмотря на то что в долгосрочной перспективе — когда студенты проходили аналогичный тест девять месяцев спустя, — улучшения результатов больше не наблюдалось (итоговый балл у всех был значительно ниже, чем в первый раз), исследователи не отчаиваются. Они подчеркивают, что целенаправленная реактивация памяти способна помочь во время фразы глубокого сна, когда, как принято считать, воспоминания активизируются и закрепляются.
«Мы думаем, что использование нашей техники может иметь долгосрочные преимущества, но, возможно, придется повторять музыкальные сеансы несколько ночей. <…> В конце концов, нельзя ждать, что вы пройдете материал один раз, а потом будете помнить его несколько месяцев спустя, перед финальным экзаменом. <…> Для лучшего эффекта обучение стоит повторять через определенные промежутки времени и, конечно, при соблюдении режима полноценного сна», — добавил Скаллин.
Таким образом, подытоживают авторы эксперимента, студенты могут сочетать прослушивание классической музыки с учебой, чтобы помочь себе в подготовке к грядущим экзаменам и повысить шансы на успешное прохождение академического курса.