Основы китайской теории риса

Вопрос о том, почему восточные культуры акцентируют внимание на коллективизме, а западные – на независимости и индивидуализме, кроется в особенностях культурного наследия.

Похоже, именно такой вывод можно сделать, ознакомившись с американо-китайским психологическим исследованием. Оно было организовано международной группой психологов из США (университетов Мичигана и Вирджинии) и Китая (университетов Пекина и Гуанчжоу) под руководством Томаса Талхельма. Примечательно, что в этом же исследовании выявляется сопоставимая разница – между конформизмом и коллективизмом, а также индивидуалистическими ценностями, характерными для разных регионов Востока.

По мнению ряда исследователей, лежит сложный переплет исторических, культурных и политических факторов мнению ученых, ответственна доминирующая в той или иной местности сельскохозяйственная культура. Так, рис, как полагают исследователи, располагает к коллективизму и взаимозависимости, а вот пшеница – к индивидуализму и рациональности.

Китай был выбран исследователями в качестве отправной точки для изучения. Это обусловлено тем, что обе рассматриваемые культуры – пшеница и рис – исторически культивируются именно в этой стране, преимущественно на севере и юге соответственно. Помимо этого, Китай отличается большей этнической и политической однородностью по сравнению с Европой или Африкой, что позволяет минимизировать вероятность влияния не выявленных национальных различий. Влияние климатических условий, диалектов и других региональных особенностей было сведено к минимуму благодаря выбору для экспериментальной выборки жителей крупных городов, расположенных вдоль границы, разделяющей северный и южный сельскохозяйственные районы.

Психологи уже продолжительное время пытаются понять, в чем причины столь значительных различий в менталитетах Востока и Запада. Наиболее известное предположение, призванное объяснить это явление, – теория модернизации. В рамках этой теории предполагается, что с ростом экономического благосостояния и уровня образования общества его культура претерпевает изменения, становясь более ориентированной на анализ и индивидуализм. Однако эта теория не позволяет понять, как экономическое процветание может сочетаться с традиционным холистическим и коллективистским мировоззрением, характерным для таких государств, как Япония, Южная Корея и Гонконг.

Теория преобладающего патогена объясняет, почему страны Востока тяготеют к коллективизму, опасаясь распространения болезней на их территорию. Чем выше уровень заболеваемости среди населения, тем более рискованным представляется общение с приезжими. В результате культура стремится к изоляции, что способствует развитию коллективизма и уменьшает восприимчивость людей к новым впечатлениям. Однако авторы американо-китайского исследования справедливо полагают, что повышенный риск инфекционных заболеваний может быть обусловлен жарким климатом. Именно климатические условия определяют выращивание риса, а не пшеницы, в восточных регионах.

Теория риса представляет собой частный случай более общей теории жизнеобеспечения, согласно которой определенные виды деятельности по своей сути требуют взаимодействия между людьми, а другие – нет. Выращивание риса также стимулирует людей к взаимодействию.

Китайские рисовые поля

©Flickr/Gloria Upchurch

Согласно результатам исследований, у Китая можно выделить собственные культурные зоны, которые условно можно назвать «Западом» и «Востоком». При этом, различия в менталитете обусловлены типом выращиваемых сельскохозяйственных культур: жители пшеничных областей тяготеют к западным ценностям, а жители рисоводческих – к восточным.

В чем заключаются различия между выращиванием риса и возделыванием пшеницы? Прежде всего, в способах орошения и особенностях трудового процесса. Для рисовых полей требуется стоячая вода, что обуславливает необходимость в сложных ирригационных системах. Их создание невозможно без согласованных действий нескольких хозяйств. Поддержание работоспособности этих сетей, регулярная очистка и дренаж – чрезвычайно трудоемкая задача, которую одному человеку выполнить не под силу. Это требует коллективных усилий всей деревни.

Обслуживание рисовых плантаций – дело чрезвычайно трудоемкое. Время, которое крестьяне тратят на рисовые поля, вдвое больше, чем время, затрачиваемое крестьянами, работающими на пшеничных участках. Недаром средневековое китайское наставление для земледельцев предписывает: если не хватает рабочей силы – переходите на выращивание пшеницы. Если полагаться исключительно на собственные ресурсы – есть риск погибнуть от голода. Поэтому в регионах, где выращивают рис, таких как Индия, Малайзия и Япония, исторически сложилась практика создания кооперативов для взаимной поддержки. Выращивание риса делало совместную работу экономически целесообразной, стимулировало крестьян к установлению близких социальных связей и предотвращению споров.

Выращивание пшеницы не требует сложной ирригационной системы и отличается простотой. Посев и уборка урожая обходятся в два раза дешевле, чем при выращивании риса, что также уменьшает необходимость в содействии со стороны соседей.

Если «рисовая теория», разработанная американскими и китайскими учеными, соответствует действительности, она способна спрогнозировать траекторию развития стран, таких как Индия, где культивируют и рис, и пшеницу. Скорее всего, эта страна выберет путь развития, схожий с китайским, комбинированный. Что же касается Индонезии, где выращивают только рис, то, вероятно, ее ожидает развитие, напоминающее японско-корейское.

В своем исследовании авторы акцентируют внимание на том, что их «рисовая теория» описывает исторически сформировавшийся менталитет всего региона, однако не распространяется на психологию конкретного человека, занимающегося выращиванием риса. Это объясняется тем, что индивидуальные характеристики всегда отличаются от характеристик нации в целом. Примечательно, что ни один из исследователей не имел личного опыта выращивания зерновых. Тем не менее, ученые считают, что для принадлежности к «рисовой» или «пшеничной» культуре это не является обязательным условием.

Создатели проекта не планируют останавливаться на текущем этапе. В перспективе они намерены проанализировать роль населения, проживающего на сухих рисовых полях, которые не нуждаются в сложном орошении, в общем соотношении рисовых и пшеничных культур.