Французские исследователи обнаружили, что в период первого локдауна из-за COVID-19 люди в среднем посвящали больше времени творчеству. Ученые также установили связь между креативностью и уровнем стресса – менее тревожные люди проявляли большую изобретательность.

COVID-19 и связанные с ним ограничения заставили население всего мира пересмотреть свои привычки и адаптироваться к новому образу жизни. Ученые из Парижского института мозга изучили влияние пандемии на креативность. Исследователи обнаружили, что карантин способствовал повышению творческих способностей людей, но только в том случае, если те не испытывали сильного стресса. опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.
Креативность — когнитивная функция мозга, помогающая находить оригинальные решения в новых ситуациях. Чтобы оценить влияние карантинных мер на креативность, ученые провели онлайн-опрос в марте-апреле 2020 года. Анкета состояла из двух частей. Первая часть посвящалась восприятию ситуации участниками опроса. Она включала вопросы о самоизоляции, увеличении свободного времени и т.д. Вторая часть касалась творческой деятельности во время локдауна: ее видов, частоты, успеха, ценности и мотивов.
Исследование 400 ответов показало, что изоляция вызвала психологический стресс у большинства участников, но сделала их более креативными. Чем лучше люди себя чувствовали, тем более творческими себя считали. Проблемы не коррелировали с проявлением креативности. Некоторые люди сталкивались с трудностями в быту и вынуждены были проявлять творческий подход для их преодоления. Другие же не могли оставаться креативными под давлением проблем.
В период карантина многие люди занимались кулинарией, танцами и садоводством. Часть участников, ранее увлекавшихся творческой деятельностью, увеличила время, посвященное ей. Рост креативности может быть обусловлен наличием свободного времени, повышением мотивации, необходимостью решать проблемы и адаптироваться к новой обстановке. У некоторых наблюдалось снижение креативности из-за негативных эмоций, стресса, тревоги или нехватки ресурсов.
Ученые много лет изучают взаимосвязь настроения и креативности. Есть данные о том, что для творческой активности человек нуждается в хорошем самочувствии, а сама творческая деятельность поднимает настроение.