Много страхов формируется в детском возрасте, и дети усваивают опасение перед некоторыми вещами, видя реакции взрослых. Ученые из Канады установили, что эффективность такого обучения зависит от различных обстоятельств.

Дети, наблюдая за родителями, усваивают много моделей поведения, в том числе и страх перед некоторыми объектами, с которыми ребёнок ещё не встречался. Например, малыши обезьян учатся боятьсяУвидев испуг взрослых, змея понимает, что может внушить страх людям. Дети могут долго бояться пчёл, если увидели, как это насекомое ужалило кого-либо из своих родителей.
Не всегда у всех пар, состоящих из родителя и ребенка, обучение проходит гладко: исследователи из… Монреальского университетаВ Канаде наибольшее значение имеют эмоциональная привязанность к родителю и физиологическое совпадение с ним. Под последним понимают синхронизацию физиологических сигналов (сердцебиения, потоотделения и т.п.) двух людей, находящихся в тесном взаимодействии, например, родителей и ребенка или влюбленных пар.
84 пары из родителя и ребенка (в возрасте от восьми до двенадцати лет) участвовали в эксперименте. Родители были разделены поровну между матерями и отцами. Вначале учёные задокументировали процедуру «обучения страху» родителей на реагирование загорания лампочки определённого цвета: синяя — лёгкий удар электрического тока, жёлтая — никакого удара. После чего детям показали записанные видеозаписи.
Аналогичный эксперимент с лампочками двух цветов провели на детях, но без электрических ударов. Проявление страха фиксировалось через потоотделение как у детей, так и у родителей. После эксперимента дети заполнили анкету, результаты которой позволили оценить степень привязанности между родителем и ребенком.
Чем больше физиологического сходства было между родителем и ребенком, тем сильнее ребенок пугался при помещении в экспериментальные условия, где ранее видел родителя. Но если у ребенка была сильная привязанность к родителю, физиологическое совпадение не сильно влияло: ребенок всё равно эмоционально переживал неприятный опыт родителя и быстрее учился бояться.
Хотя обучение страху путем наблюдения очень приспосабливаемо, оно может причинить вред ребенку, если его родитель болен фобией или посттравматическим стрессовым расстройством. Чтобы этого избежать, ученые советуют семьям с подобной проблемой регулярно посещать психотерапевта. Это поможет родителям научиться контролировать свои проявления страха, а детям — различать свой страх от чужого.
Исследование опубликовано в журнале Journal of Experimental Child Psychology.