Ижевский стрелок: почему экс-выпускники убивают школьников

В США это явление называют school shooting — «школьной стрельбой». Таких инцидентов там гораздо больше, чем в других странах. Впрочем, в последние годы это явление начало уверенно захватывать и Россию. Стрельба 26 сентября в ижевской школе №88 стала одним из самых массовых убийств такого рода. Naked Science попытался разобраться в природе скулшутинга.

Ижевский стрелок: почему экс-выпускники убивают школьников

Ижевский стрелок: почему экс-выпускники убивают школьников / ©Михаил Терещенко / ТАСС

Некоторые эксперты называют основной причиной «скулшутинга» наличие большого количества легального оружия на руках. В США количество гражданских стволов на душу населения — самое большое в мире. Правда, есть довольно много стран, где его тоже довольно много — и при этом практически не бывает «скулшутинга», так что, вполне возможно, причина эта вовсе не основная.

Один из самых громких случаев массового расстрела учеников произошел в американской школе «Колумбайн» в апреле 1999 года. Нападавшие, ученики старших классов Эрик Харрис и Дилан Клиболд, убили тогда 12 школьников и одного учителя и ранили еще 23 человека, после чего застрелились сами. Скулшутинг долго оставался исключительно американским явлением. Первый случай школьной перестрелки в современной России произошел в 2014 году в Москве, потом еще один в 2017 году в городе Ивантеевка Московской области, а с 2018-го понеслось. Только в январе того года всего за неделю зафиксировали два подобных случая: в пермской школе и в Улан-Удэ.

Еще два случая массовых убийств в школах произошли в апреле и октябре (последний стал самым масштабным за всю историю российского скулшутинга — из-за стрельбы в керченском политехническом колледже погиб 21 человек, свыше 60 получили ранения), а затем несколько подобных ситуаций в последующие годы. Один из самых массовых расстрелов произошел всего несколько дней назад в школе № 88 города Ижевска.

Ижевский Колумбайн

Утром 26 сентября 34-летний Артем Казанцев, вооружившись двумя травматическими пистолетами Макарова, переделанными под боевые патроны, вошел в школу, которую когда-то окончил, убил двух охранников и принялся ходить из класса в класс, расстреливая всех, кто попадался ему на пути. Одним из них оказался ученик 10 класса.

«Вошел мужчина весь в черном, в маске с вырезом. Он зашел молча, я услышал хлопок. Подумал, что это взрыв или пиротехника. А потом увидел пистолет. Я был на расстоянии 20 метров от него. Он сразу же начал стрелять, без криков, без требований. Когда убил охранника, выстрелил в меня. Пуля мне попала в правую часть груди. К счастью, она прошла навылет», — рассказал позже мальчик, который, несмотря на сквозное ранение, добрался до кабинета директора и поднял тревогу.

После того как «прохожие» закончились, мужчина стал врываться в классы и расстреливать учеников и учителей. Многие, услышав пальбу, стали выпрыгивать из окон, закрыли классы на ключ и спрятались за шкафами. Это их и спасло. Зайдя в один из классов, Казанцев наконец покончил с собой, унеся перед этим жизни 17 человек, в том числе 11 детей. Еще 23 человека получили ранения, многие до сих пор в реанимации.

Пистолетные магазины, принадлежащие Артему Казанцеву / ©Getty images
Пистолетные магазины, принадлежащие Артему Казанцеву / ©Getty images

При этом мужчина расстрелял далеко не все патроны, после его самоубийства их осталось несколько десятков в пистолетных магазинах. На каждом из них красной краской было написано: «Ненависть!» По информации, которая поступила позже, убийца находился на учете в местном психоневрологическом диспансере (ПНД) с диагнозом «вялотекущая шизофрения». Известно и то, что Казанцев симпатизировал нацистам — он был одет в футболку со свастикой. Кстати, именно связь с националистами, вероятно, помогла ему достать оружие (разрешение на его легальное ношение из-за учета в ПНД, была невозможна). Именно такие группировки часто занимаются переделкой сигнального, пневматического и травматического оружия в боевое.

Застенчивый убийца

Казанцев был шизофреником, нигде не работал, был замкнутым человеком и проживал с матерью и бабушкой, о чем рассказали соседи убийцы. Замкнутость и психопатологии — это то, что вообще обычно отличает скулшутеров. А вот что рассказали об Артеме бывшие одноклассники: «Был тихим, даже терпилой. Задрот компьютерный. Играл в футбол, часто ходил в игровые автоматы. Кличка была Ёж».

«Психологическая характеристика преступников практически во всех случаях идентична. Их отличительными чертами являются: замкнутость, небольшой круг общения, может наблюдаться чувство мизантропии, социопатии (ненависть к окружающим). Вместе с тем, по нашему наблюдению, особенность таких подростков заключается еще и в том, что они страдают определенными психологическими дисфункциями, в частности комплексом неполноценности, фрустрированностью и чувством собственной недооцененности обществом», — пишет в своей статье 2018 года «Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах» в «Вестнике Казанского юридического института МВД России» В. О. Карпов.

Но главное, что отличает таких людей в ста процентах случаев, это, по словам Карпова, отсутствие реализованности. Именно по причине нехватки социализации и становления себя скулшутингом чаще всего занимаются подростки, вчерашние или даже будущие выпускники — они еще не успели реализовать себя. И в этом смысле Артем Казанцев решительно выбивается из общей массы — ему 34 года. Не исключено, что подобная «задержка в развитии» связана с его диагнозом, вероятно, он вынашивал планы по убийству школьников много лет. Отсутствие работы только добавляло масла в огонь.

Еще один фактор формирования будущего скулшутера, по мнению Карпова, — субкультуризация общества. На недоступность культурных ценностей и социализации подростки реагируют созданием ценностей своих — субкультур. Поэтому нередко «школьные стрелки» поклоняются каким-то преступникам или массовым убийцам. Особенно часто — это «пример» Колумбайна.

Дилан Клиболд и Эрик Харрис / ©Getty images
Дилан Клиболд и Эрик Харрис / ©Getty images

Кстати, один из колумбайновских убийц Дилан Клиболд тоже отличался тихим, застенчивым, даже несколько забитым нравом. Все друзья и знакомые описывали его только с положительных сторон: тихий одиночка, имеющий хорошее чувство юмора. Впрочем, ни Клиболда, ни Харриса не особо жаловали в школе и довольно часто задирали. Это еще один фактор взращивания будущего скулшутера — Артем Казанцев, как помним, тоже был жертвой буллинга одноклассников.

Связь между издевательствами в школе и скулшутингом показали и исследователи из университетов Тампере (Финляндия) и Осло (Норвегия), представившие работу на эту тему в журнале Deviant Behavior в августе 2017 года. Исследование проводилось на основе интервью с людьми из 12 стран мира. Ученые выяснили, что тема буллинга неизменно объединяет рассказы о скулшутинге.

Судя по предсмертной записке (ее можно найти в Сети, хотя официально опубликована она не была), Казанцев, как и многие школьные преступники, был поклонником колумбайновских убийц. «Колумбайн, по нашему мнению, давно уже стал своего рода культом и субкультурой для деструктивных подростков, желающих совершить в своей жизни такой яркий поступок, как скулшутинг. Получаемая информация внедряется в неустойчивый, неудовлетворенный жизнью психотип несовершеннолетнего и подталкивает его к совершению преступления», — продолжает Карпов.

Игры — зло?

Интересен и еще один примечательный факт. В своей предсмертной записке Казанцев говорит, что «не играл в ДОТА 2», но «самое большое желание убивать людей у меня вызвала игра Аллоды онлайн (прошу ее запретить)». Видимо, поэтому министр просвещения РФ Сергей Кравцов после трагедии в Ижевске заявил: «Нужно наводить порядок с компьютерными играми». «Баловались» таковыми, кстати, и убийцы «Колумбайна» — подростки не только играли в компьютерные «стрелялки», но Харрис, например, даже создавал самодельные уровни для игры Doom (которые позже стали известны как уровни Harris) и Duke Nukem 3D.

Скриншот из игры Doom / ©Getty images
Скриншот из игры Doom / ©Getty images

«На протяжении длительного периода западными криминологами, психологами и журналистами обсуждается вопрос о влиянии на развитие психотипа ребенка компьютерных игр, в том числе с элементами жестокости, — пишет Карпов. — Действительно, как показывает практика, большая часть скулшутеров увлекалась такими играми, причем некоторые школьники тратили на подобное увлечение большую часть своего свободного времени. Общеизвестно, что игры могут накладывать определенный отпечаток на психосознание ребенка. Игры могут создавать почву для импринтинга для совершения агрессивных действий у ребенка. (…) Однако отметим, что аналогичными играми увлекается еще больше миллиона детей во всем мире и никто из них не становится массовым убийцей и скулшутером».

Так что утверждать, что агрессивные «стрелялки» — причина всех бед, не приходится. Ту же мысль, кстати, доносит и исследователь из Техасского международного университета (США) Кристофер Дж. Фергюсон, опубликовавший свою работу в Journal of Investigative Psychology and Offender Profiling в декабре 2008 года. Используя метаанализ предыдущих исследований и литературы, ученый сделал вывод о том, что увлечение компьютерными видеоиграми не коррелирует с актами серьезной агрессии и насилия.

«Я — Бог»

Как ни странно, но именно так охарактеризовали себя многие скулшутеры. И первым из них был вышеупомянутый Дилан Клиболд. Судя по его биографии, у юноши были проблемы с девушками. Впрочем, однажды он все-таки смог проводить до дома одну из них — это была ученица немецкого класса по имени Тиффани Тайпер. Правда, дальше их единственного свидания дело не дошло — в следующий раз идти с ним девушка благоразумно отказалась. Реакция Дилана была впечатляющей: он разыграл ложное самоубийство, расплескав вокруг себя бутафорскую кровь. Позже в ее ежегоднике он написал по-немецки: Ich bin Gott («Я — Бог»).

Ильназ Галявиев, 19-летний житель Казани 11 мая 2021 года убил семерых детей и двух учителей в гимназии №175. С собой покончить парень не успел, хотя, как и большинство скулшутеров, планировал, о чем предварительно сообщил в своем Telegram-канале. Во время первого же допроса Галявиев рассказал, что 1 апреля прошлого года осознал себя богом, поняв, что «может сделать все что угодно и с кем угодно». С тех пор он начал готовить свои кровавые расправы. Делал это он с завидным упорством и уже 14 апреля получил лицензию на приобретение огнестрельного гладкоствольного оружия, а через два дня купил ружье.

Ильназ Галявиев / ©Getty images
Ильназ Галявиев / ©Getty images

Осознание собственной исключительности и «права» творить то, что не позволено другим, — один из признаков нарциссизма. Грандиозность может выступать защитой от осознания чувства собственной никчемности и стыда. Помимо прочего, эту психопатологию отличает крайне низкая склонность к эмпатии (сопереживанию чувствам других), жестокость и манипулятивность. Нарциссы при этом могут представать перед окружающими в самых разных «обличиях» — от грандиозного и успешного героя какой-нибудь «Бесприданницы» Паратова до ничтожного на первый взгляд алкоголика, отца «интердевочки» Тани Зайцевой.

Психологи из Университетов Бен-Гуриона в Негеве (Израиль) и Медицинского центра Университета штата Нью-Йорк (США) задались вопросом о том, насколько вообще нарциссизм присущ скулшутерам. И проанализировали тексты, написанные в свое время шестерыми из них, сравнивая их с 6056 текстами, написанными группой испытуемых мужского пола. Результаты исследователи представили в журнале National Library of Medicine в июне 2015 года. Выводы были однозначны — скулушутеры набрали значительно больше баллов по нарциссическому аспекту личности, а еще по шкале «униженность» и «мстительность» (что, на самом деле, тоже абсолютно соответствует нарциссизму).

Несмотря на все это, точный портрет школьного убийцы не определен до сих пор. Ведь сочетанием замкнутости, неуверенности в себе, мстительности, нереализованности, забитости, пристрастия к компьютерным играм и нарциссизмом могут обладать сотни тысяч молодых людей. Тем не менее они не совершают убийства. Похоже, подобный портрет лишь показывает то, что тот или иной человек находится в группе риска. Но и это уже не мало, поэтому есть смысл наладить более качественную психологическую помощь в школах и обучить педагогов не только маниакально следить за тем, во что одеты их ученики и почему они пришли в школу без формы, но и уделять внимание тому, что творится у них в голове. Пока этого не произойдет, вероятно школы не спасут ни строгие охранники, ни решетки на окнах.  


Источник