Исследователи разобрались в психологии людей, пишущих фальшивые отзывы в интернете

Далеко не все отзывы, выложенные в интернете, написаны честно и откровенно, и «заказные» отзывы, которые людей просят написать, — частое явление. Однако если с положительными или нейтральными отзывами проблем обычно не возникает, то вот ругать отель, где они никогда не останавливались, или фильм, который не смотрели, людям оказывается намного сложнее.

Исследователи разобрались в психологии людей, пишущих фальшивые отзывы в интернете

Порой сложно проверить, действительно ли человек искренен в своих оценках / © Pixabay/CC0 Public Domain

Реклама в интернете — мощнейший двигатель бизнеса: покупая продукты в интернете или готовясь забронировать место в отеле, люди неизбежно обращают внимание на общую оценку и отзывы людей, сделавших покупку или воспользовавшихся услугой до них. И если среди множества положительных отзывов попадется хотя бы пара негативных, рассказывающих о вечных поломках пылесоса или тараканах за обоями, желание совершить покупку может пойти на спад или вовсе пропасть.

Неудивительно, что широко распространены «заказные» отзывы, которые люди пишут не потому, что хотят выразить свое мнение, а за некое вознаграждение или по просьбе других людей. Такие отзывы могут быть как положительными, так и негативными: первые нужны для подъема рейтинга и привлечения новых клиентов, вторыми нередко пользуются в борьбе с конкурентами.

Чтобы изучить психологию людей, пишущих подобные отзывы, исследователи из Великобритании и Сингапура попросили 50 человек написать фальшивые отзывы об отелях в положительном, отрицательном или нейтральном тоне. После этого они проанализировали полученные тексты и отметили в некоторых негативных отзывах признаки того, что человек испытывает чувство вины.

Так, если авторы положительных отзывов свободно использовали личное местоимение «я», описывая воображаемый приятный опыт, то авторы негативных чаще писали собирательное местоимение «мы», как бы разделяя ответственность за ложь с воображаемыми людьми. Также в негативных отзывах люди «давили на эмоции», используя больше аффективных слов, тогда как положительные отзывы чаще были эмоционально нейтральны.

Сегодня не существует надежного способа обнаружения фальшивых отзывов в интернете: если некоторые из них буквально «кричат» об этом (как, например, положительные отзывы под очередной мобильной игрой, «позволяющей зарабатывать реальные деньги»), то другие выглядят вполне убедительными. Даже с помощью ИИ порой невозможно понять, был человек искренен в написании отзыва или нет, так что, оценивая новый продукт или место для отдыха, стоит помнить, что далеко не все «звездочки» могут быть честно заслуженными.

Исследование опубликовано в журнале Journal of Business Research.


Источник