Наличие возможностей для дополнительного музыкального образования и поддержка со стороны окружающих стимулируют подростков к написанию музыки. Существует пять основных путей, которые ведут к созданию собственного творчества.
Музыка играет важную роль в жизни многих людей. Исследования показывают, что чем чаще мы наслаждаемся любимой музыкой, тем сильнее становится тяга к этому виду искусства . Кроме того, музыкальная восприимчивость и талант часто коррелируют с личностными характеристиками: так, более открытые новому опыту молодые люди оказались более музыкальными.
Ученые из Университета искусств Хельсинки (Финляндия) и Финской молодежной исследовательской сети исследовали, как подростки начинают создавать собственные музыкальные произведения и какие факторы определяют этот процесс. Для этого было проведено 18 интервью, сочетающих биографический и полуструктурированный подходы. В исследовании приняли участие молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет из разных регионов, выступавшие на музыкальных фестивалях с авторскими песнями и проявлявшие различный уровень интереса к музыке: обучавшиеся в школах искусств, состоявшие в молодежных творческих клубах или посещавшие мастер-классы по написанию песен.
В исследовании приняли участие 8 девушек и 10 юношей. Авторы статьи, опубликованной в журнале Research Studies in Music Education, в ходе исследования было выделено пять основных траекторий, по которым движутся подростки, создающие собственную музыку. Наиболее распространенной оказалась «традиционная» модель, предполагающая дополнительное музыкальное образование. Подростки, выбирающие этот путь, посещали музыкальные школы, играли в поп-группах или джазовых ансамблях, пели в хоре. Они начинали заниматься музыкой в раннем возрасте, получали поддержку родителей и стремились к профессиональной карьере.
Отдельные участники исследования выбрали индивидуальную программу саморазвития, начав заниматься с репетитором или самостоятельно поступив в музыкальную школу в начальной ступени обучения. Для этих подростков стремление к композиторству стало способом самоопределения: их интересы не находили поддержки среди ровесников, однако занятия музыкой привели не только к увлечению, но и к возможности общения с людьми, разделяющими их взгляды.
Третья траектория, согласно результатам исследования, была сфокусирована на семейных ценностях. Подростки, выбиравшие этот путь, с раннего возраста занимались музыкой вместе с родителями и родственниками. Музыка изначально была неотъемлемой частью их повседневной жизни, способом выражения эмоций или приятным времяпрепровождением с близкими.
Четвертый путь предполагал создание собственного музыкального сообщества. Некоторые участники опроса не имели возможности посещать музыкальную школу в детстве, однако, как только появилась такая возможность, они организовывали собственные группы, клубы по интересам для одноклассников или другие пространства для творчества и экспериментов в качестве композитора. Для данной траектории определяющими факторами были не поддержка со стороны родителей или отсутствие единомышленников среди сверстников, а готовность к проявлению инициативы и компенсация упущенных возможностей, связанных с «традиционным» путем обучения.
Представители пятой группы участников исследования выбрали «путь сообщества», начав заниматься музыкой для того, чтобы находить общие интересы со сверстниками в школе и вместе достигать успехов. Эти респонденты признавали, что обладают меньшим уровнем музыкальной подготовки по сравнению с подростками, выбравшими другие направления. Тем не менее, чувство общности и ощущение вовлеченности в значимое общее дело мотивировали их к развитию, созданию новых музыкальных произведений и преодолению препятствий.
По мнению авторов научной статьи, формирование композиторских способностей у подростков происходит под воздействием разнообразных социокультурных факторов. Результаты исследования демонстрируют, что музыкальное образование является лишь одним из них. Часто решающими факторами в создании собственной музыки выступают поддержка со стороны семьи, наличие группы сверстников со схожими интересами и организационные навыки самих молодых людей. Ученые также подчеркнули значимость школы для большинства случаев: именно образовательные учреждения во многом создавали благоприятные условия для развития будущих композиторов.