Исследование влияния факторов на школьные результаты

Дискуссии о факторах, влияющих на интеллект и успеваемость учеников, продолжаются уже много лет. Новое исследование пытается осветить эту тему, изучив данные сотен тысяч школьников из более чем 70 стран.

Автор фотографии: Виселлия Орфиус.

Предыдущие исследования установили, что на успеваемость в учебе влияют генетические факторы, биологические особенности и окружающая среда. Однако, единого мнения о роли конкретных внешних факторов нет. Среди них: условия в семье, школьная обстановка, личные убеждения и многое другое.

Специалисты Норвежской школы бизнеса BI и сотрудники Университетского колледжа Лондона проанализировали результаты участников международного исследования PISA 2018. Programme for International Student Assessment). Этот тестМеждународный тест, который проводится каждые три года, оценивает способность учащихся из разных стран применять свои знания в реальной жизни.

В 2018 году в PISA участвовалиПримерно шестьсот тысяч пятнадцатилетних учащихся из 79 государств, в том числе более семи с половиной тысяч — из России, выполняли тесты по трем предметам: чтению, математике и естественным наукам. Результаты авторы работы… опубликованной в журнале Personality and Individual DifferencesПересчитали в балльные оценки IQ для более детального анализа.

В рамках PISA 2018 оценили ряд психологических факторов, таких как отношение к преподавателям, уровень образования родителей, самооценка школьниками своей учебной компетентности, родительская поддержка, школьная мотивация, общая самооценка, стремление к самостоятельности и другие. Оценивали по реакции школьников на специально составленные вопросы с помощью шкал, где ответы варьировались от «категорически не согласен» до «полностью согласен». Авторы исследования проследили связь между перечисленными факторами и баллами учащихся в тестах.

Изучая данные с помощью регрессионного анализа, ученые. выяснилиСамой сильной корреляцией с баллами в тестах PISA являлась оценка школьниками собственных учебных способностей.

Исследование касалось самооценки уровня сформированности навыков чтения и пристрастия к литературе. Школьникам давали утверждения, такие как: «Я умею понимать запутанные тексты», «Чтение — моё любимое занятие».

Другим важным фактором, влияющим на результаты тестов PISA, стал… образованияОбразованность матери, вероятно, свидетельствующая об интеллектуальной среде и важности образования в семье, оказывает заметное влияние на успехи ребенка.

Отношение школьников к учителям, оценка качества преподавания и общий уровень самооценки учеников не так тесно коррелировали с баллами PISA, как другие факторы. Стремление к самостоятельности, связанное с мотивацией к достижениям и сознательностью, ассоциировалось с высокими результатами в тестах.

Несмотря на большой объём данных и попытку учесть множество факторов, успеваемостьИсследование имеет некоторые ограничения. Его результаты основаны на рассказах участников, что может привести к ошибкам. Также анализ не затрагивает важные факторы, например, тип и размер школ, квалификацию и опыт учителей, а также личные обстоятельства учеников, такие как наличие братьев и сестер или переходы в другие школы.