Имеют ли атеисты моральные ориентиры: результаты исследования

Американский исследователь провел исследование, чтобы выяснить, почему существует стереотип об атеистах как о людях, лишенных морали, и в чем заключаются различия в их моральных принципах по сравнению с принципами верующих.

Распространено убеждение, что атеисты не отличаются надежностью и лишены моральных ориентиров, то есть не способны отличать истинное добро. Однако насколько это утверждение соответствует действительности? По мнению Томаса Штоля, исследователя из Иллинойсского университета, в последние четыре десятилетия в США произошел значительный прогресс в отношении к различным расовым и религиозным группам, в отличие от восприятия атеистов.

Опросы показывают, что американцы проявляют большую неприязнь к атеистам (и мусульманам) по сравнению с представителями других религиозных групп. Если 93-96 процентов респондентов выразили готовность поддержать кандидата в президенты, принадлежащего к афроамериканской, католической или еврейской общине, то лишь 60 процентов были готовы проголосовать за атеиста на этом посту.

Изучение причин антипатии к людям, не исповедующим веру, стало проводиться лишь в последнее время. Результаты исследований показали, что в основе этого предубеждения лежит недоверие. Опросы также выявили, что 44% американцев полагают, что вера в Бога является необходимым условием для нравственности. Неприязнь к тем, кто отрицает существование высшей силы, вероятно, обусловлена двумя тесно связанными, но различными опасениями.

Людей в первую очередь тревожит то, что атеисты не придерживаются тех же моральных принципов и ценностей, которые важны для них. Фактически, атеистов в США воспринимают как социальную группу, наименее соответствующую представлениям граждан о том, какой должна быть страна. Кроме того, даже если бы неверующие придерживались единого взгляда на добро и зло, люди опасаются, что они будут действовать неэтично, поскольку не верят во всевидящего Бога, осуществляющего контроль. Примечательно, что подобные предрассудки свойственны не только религиозным жителям США. Недавние исследования выявили, что негативные стереотипы об атеистах как о людях, лишенных морали, распространены в 11 из 13 стран, которые были в ходе исследования — и порой это нелестное мнение разделяют сами же неверующие.

Томас Штоль стремился выяснить, насколько атеисты разделяют общепринятые ценности, считают ли они их значимыми и соответствуют ли их моральные установки взглядам верующих или же отличаются от них. Для исследования ученый провел два опроса среди 429 атеистов и верующих (христиан, мусульман и евреев) в США, используя платформу Amazon Mechanical Turk, а также два более масштабных опроса, в которых приняли участие 4193 неверующих и теистов из Соединенных Штатов (страны, где религия играет значительную роль) и Швеции (страны с низким уровнем религиозности). В частности, для оценки уровня аморальности использовалась Шкала макиавеллизма личности: участникам предлагалось оценить по пятибалльной шкале утверждения, такие как «Я готов поступиться моральными принципами, если это поможет мне добиться успеха». Результаты опубликованы в журнале PLOS One.

Согласно результатам исследования, верующие в большей степени, чем неверующие, демонстрируют приверженность моральным принципам, укрепляющим групповую сплоченность, таким как уважение к авторитету. Атеисты, напротив, чаще оценивают нравственность действия, исходя из его последствий. При этом, независимо от религиозных убеждений, все опрошенные в равной мере поддерживали ценности, направленные на защиту нуждающихся и борьбу с подавлением личности. Кроме того, у всех участников обнаружилась склонность к эпистемической рациональности, что выражалось в доверии к утверждениям, подкрепленным доказательствами.

«Штоль предположил, что распространенный негативный стереотип, согласно которому атеисты аморальны, может быть связан с их меньшей склонностью считать уважение к авторитету, внутригрупповую лояльность и святость важными моральными принципами. В отличие от религиозных людей, атеисты чаще оценивают действия с точки зрения их последствий, принимая решения в каждом конкретном случае. По словам ученого, у атеистов также присутствует моральный ориентир, но его система координат отличается от таковой у верующих.