Исследование подтверждает «зефирный эксперимент».

Выводы знаменитого теста на уровень самоконтроля, вызвавшие сомнения год назад, в новом исследовании всё же подтвердились.

Уместна ли вера в опыт с зефиром?

Каждая наука обладает известными экспериментами, ставшими отправной точкой для построения теорий, продолжающих обсуждаться до наших дней. В психологии одним из таких является знаменитый «зефирный эксперимент». Проведенный Уолтером Мишелем в Стэнфорде еще в 60-х, он по сей день побуждает к размышлениям о поднятых вопросах. В прошлом году его пытался опровергнуть Тайлер Уоттс, а сейчас выводы теста снова подтвердились — согласно статье… опубликованной в журнале Psychological Science.

Исследователи предположили, что способность детей к самоконтролю связана с будущими достижениями в учебе и профессии. В эксперименте предлагалось каждому ребенку угощение — зефир — с условием получить второй зефир за то, что оставят первый на столе до возвращения экспериментатора.

Вслед за развитием ребенка проводилось наблюдение за его будущим успехом, чтобы установить или исключить связь с детским самоконтролем. Полученные данные свидетельствуют о том, что чем дольше дети четыре- и пяти лет могли противостоять искушению зефира, тем более успешно они справлялись с жизнью в будущем.

Статья, опубликованная годом ранее и утверждавшая опровержение результата эксперимента с зефиром, подверглась критике. Команда под руководством Фабиана Коссе, профессора прикладной экономики Мюнхенского университета имени Людвига и Максимилиана, пересмотрела использованные данные и пришла к выводу, что новый анализ не подтверждает заключений Уоттса.

Профессор считает, что результаты исследования прошлого года не опровергают, а подтверждают выводы оригинальной работы, демонстрируя сохранение прогностической силы эксперимента на более широкой и разнообразной выборке. В то же время интерпретация Уоттса, по мнению Фоссе и его команды, выходит за рамки данных, использованных в исследовании.

Графическая интерпретация результатов зефирного теста: красный график отображает уровень удовлетворения испытуемых, которые выбрали награду сразу, а голубой — удовлетворение тех, кто дождался «двойной порции».

Вместе с профессорами Армином Фальком и Пиа Пингер из Боннского университета Коссе пересмотрел данные, предоставленные в повторном исследовании. Команда выявила два потенциально важных методологических различия между первым и повторным экспериментами.

В эксперименте Мишеля дети могли решить съесть зефир в течение 15 минут. В исследовании 2018 года продолжительность «искушения» сократилась до семи минут. По мнению Коссе и коллег, для четырехлетнего ребенка это большая разница. Из-за нее результаты теста могут сильно отличаться. Статистический анализ позволяет предположить, что эта разница обуславливает треть всех различий в результатах эксперимента Мишеля и повторного эксперимента.

Второй недостаток эксперимента, опровергающего связь между самоконтролем и образованием, — это методология, а точнее выбор переменных для учета внешних влияний, которые могли бы исказить зависимость.

Дети, ожидавшие дольше с приемом зефира, по многим признакам отличаются от тех, кто сразу же съел его. Это усложняет установление причинно-следственных связей между ранним самоконтролем и последующим образовательным успехом. Авторы повторного исследования провели анализ, который страдает от так называемой «проблемы плохого контроля». Попытка учесть множество эффектов делает невозможной интерпретацию того, что эти эффекты говорят нам о реальной связи между ранним самоконтролем и последующим успехом.

Повторное изучение статьи, отрицавшей результаты, поддержало выводы экспериментов с зефиром.

Фальк, Коссе и Пингер провели подобный анализ, контролируя лишь интерпретируемые факторы. Такой сфокусированный анализ показал, что результаты второго исследования повторяют выводы первого. Между склонностью к откладыванию удовольствия в детстве и последующим успехом в получении образования наблюдается сильная корреляция.

Ученые считают обсуждение зефирного эксперимента ценным примером научного осмысления явления. Все данные, как первоначальных испытаний, так и попыток их опровержения, открыты для изучения, и новые группы могут анализировать их с позиций основы и методологии. Повторное исследование важно даже при учете методических ошибок: оно дало обширную и более репрезентативную выборку, чем первый тест Мишеля.

Команда считает, что новые данные свидетельствуют о том, что личностные черты, формирующиеся у человека в раннем детстве, представляют собой ключевой фактор профессионального успеха в будущем. Следующим этапом должно стать выявление тех внутренних качеств, которые определяют: сможет ли ребенок взять зефир сразу или же дождаться.

Более ранние исследования показалиНекоторые птицы, как новокаледонские вороны, способны предпочесть отложенную награду в виде зефирного теста. Важно помнить о значении способности откладывать удовольствие. подтвердил искусственный интеллект.