Испытание веры: легко ли детям учиться по сравнению со взрослыми?

В популярном мнении говорится, что дети с большей легкостью, чем взрослые, усваивают новые навыки, будь то изучение языков или освоение танцевальных движений. Однако исследования датских ученых показывают, что это утверждение не подтверждается физиологией.

Кадр из сериала «Детство Шелдона».

Недавно проведенные исследования в области педагогики и психологии раскрыли некоторые механизмы обучения людей разных возрастов. выявилиРазные способы запоминания информации у детей и взрослых, а также… объяснилиВ чём причина того, что современным детям сложно сконцентрироваться на выполнении задания?

Учёные Копенгагенского университета изучили, как дети и взрослые приобретают новые моторные навыки, а также влияние возраста на работу центральной нервной системы при этом процессе. опубликовал научный журнал Development Science.

Эксперимент провели с участием 132 человек из четырех возрастных групп: 8–10 лет, 12–14 лет, 16–18 лет и 20–30 лет. В лабораторных условиях участники выполняли задание, требующее быстрых и точных движений пальцев по экрану компьютера. Навыки измерялись сразу после ознакомления с заданием, после 30-минутной тренировки и короткого перерыва, а также спустя 24 часа после начала эксперимента.

В ходе тренировки подростки от 16 до 18 лет и молодые люди от 20 до 30 лет показали более высокий уровень развития навыков по сравнению с детьми в возрасте от 8 до 10 лет. На следующий день произошли перемены:

Чем старше участники, тем меньше пользы от ознакомления с заданиями. Авторы предполагают, что когнитивное развитие и повышенная способность обрабатывать информацию играют определенную роль — взрослые могут иметь больше опыта в получении инструкций и их выполнении. Но при рассмотрении динамики между окончанием тренировки и возвращением участников на следующий день картина меняется. Самые юные участники совершенствуются буквально за одну ночь, а взрослые частично теряют работоспособность. У самых маленьких лучше получается закреплять свою память после тренировки.

Учёные считают, что для маленьким детей усвоение информации после обучения важное значение имеет сон, но существуют и другие факторы. Например, подростки и взрослые не только спят меньше, но и в течение дня занимаются многими другими делами. Поскольку новые знания усваиваются несколько часов после их получения, большая нагрузка может помешать их закреплению.

Авторы считают свои результаты полезными для сфер обучения и подготовки специалистов в областях, где важны навыки движения, например, спорте и музыке. Выводы статьи могут быть использованы также в программах реабилитации: «Новое понимание возрастных различий поможет физиотерапевтам, трудотерапевтам и другим специалистам при разработке протоколов тренировок».