В популярном мнении говорится, что дети с большей легкостью, чем взрослые, усваивают новые навыки, будь то изучение языков или освоение танцевальных движений. Однако исследования датских ученых показывают, что это утверждение не подтверждается физиологией.

Недавно проведенные исследования в области педагогики и психологии раскрыли некоторые механизмы обучения людей разных возрастов. выявилиРазные способы запоминания информации у детей и взрослых, а также… объяснилиВ чём причина того, что современным детям сложно сконцентрироваться на выполнении задания?
Учёные Копенгагенского университета изучили, как дети и взрослые приобретают новые моторные навыки, а также влияние возраста на работу центральной нервной системы при этом процессе. опубликовал научный журнал Development Science.
Эксперимент провели с участием 132 человек из четырех возрастных групп: 8–10 лет, 12–14 лет, 16–18 лет и 20–30 лет. В лабораторных условиях участники выполняли задание, требующее быстрых и точных движений пальцев по экрану компьютера. Навыки измерялись сразу после ознакомления с заданием, после 30-минутной тренировки и короткого перерыва, а также спустя 24 часа после начала эксперимента.
В ходе тренировки подростки от 16 до 18 лет и молодые люди от 20 до 30 лет показали более высокий уровень развития навыков по сравнению с детьми в возрасте от 8 до 10 лет. На следующий день произошли перемены:
Чем старше участники, тем меньше пользы от ознакомления с заданиями. Авторы предполагают, что когнитивное развитие и повышенная способность обрабатывать информацию играют определенную роль — взрослые могут иметь больше опыта в получении инструкций и их выполнении. Но при рассмотрении динамики между окончанием тренировки и возвращением участников на следующий день картина меняется. Самые юные участники совершенствуются буквально за одну ночь, а взрослые частично теряют работоспособность. У самых маленьких лучше получается закреплять свою память после тренировки.
Учёные считают, что для маленьким детей усвоение информации после обучения важное значение имеет сон, но существуют и другие факторы. Например, подростки и взрослые не только спят меньше, но и в течение дня занимаются многими другими делами. Поскольку новые знания усваиваются несколько часов после их получения, большая нагрузка может помешать их закреплению.
Авторы считают свои результаты полезными для сфер обучения и подготовки специалистов в областях, где важны навыки движения, например, спорте и музыке. Выводы статьи могут быть использованы также в программах реабилитации: «Новое понимание возрастных различий поможет физиотерапевтам, трудотерапевтам и другим специалистам при разработке протоколов тренировок».