Принято считать, что люди ценят информацию, поскольку могут извлечь из нее пользу. Новое исследование показало: даже очевидно бесполезные сведения привлекают человека — причем не меньше материальных ценностей.
© Getty Images
Специалисты из Университета Карнеги — Меллона (США) и Инсбрукского университета имени Леопольда и Франца (Австрия) провели исследование с участием более тысячи человек. Ученые хотели выяснить, почему людей привлекает информация и насколько это связано с возможностью использовать ее. О результатах исследователи сообщили в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Экономика и теория игр традиционно смотрят на информацию как на прикладной инструмент, позволяющий принимать более качественные решения и получать таким образом больше благ. Но этот взгляд не отвечал на ряд вопросов. Почему люди тратят деньги на бульварную прессу со свежими историями о знаменитостях? Вряд ли эти сплетни имеют хоть какую-то пользу для среднестатистического читателя. Что вынуждает людей избегать сведений, которые противоречат их взглядам и убеждениям? Ведь так можно пропустить важную информацию, помогающую принять правильное решение.
Исследователи из США и Австрии предположили, что на самом деле информация имеет для людей самостоятельную ценность, которая не привязана к возможности использовать знания на практике. Чтобы проверить эту гипотезу, ученые протестировали три группы взрослых численностью в 146, 400 и 601 человек.
Участникам давали наборы фактов, которые поначалу нельзя было прочитать полностью. Далее испытуемым предлагали на выбор: гарантированно узнать часть фактов из каждого набора или «подбросить монетку» и либо узнать все факты, либо не узнать ни одного. В других тестах испытуемым обещали открыть все факты, но открывали лишь часть или не на ту тему, что обещали.
Характерной особенностью этих фактов была их очевидная бесполезность. Ученые использовали наборы данных уровня статей о самых нелепых законах и необычных терминах из других языков. Все это не имело прямого отношения к испытуемым. Тем не менее они отнеслись к таким сведениям вполне серьезно.
Участники предпочитали гарантированно получить хотя бы часть фактов, вместо того чтобы рискнуть и «подбросить монетку». При этом вероятность не узнать ни одного факта вызывала у них неприятие, куда более сильное, чем удовольствие от раскрытия всех фактов. А выдача других фактов вместо обещанных приводила испытуемых в раздражение и обиду: они расценивали это как потерю личной вещи.
Таким образом, исследование показало: человеческая психика не делает разницы в отношении к информационным и материальным объектам. Это объясняет, почему люди потребляют контент не совсем так, как рисуют экономика и теория игр. Читая сплетни о жизни «звезд», человек будто оказывается в привычной и комфортной обстановке. Покупая новый журнал, он избавляется от угрозы потерять нечто ценное (или не получить его, что одно и то же). А избегая сведений, противоречащих уже сформированным взглядам и убеждениям, человек защищает их от разрушения и утери — как защищает любимые вещи от порчи и кражи.
Авторы исследования считают, что их работа особенно актуальна в цифровую эпоху, когда беспрецедентно широкий доступ к информации способен менять психику людей и создает новые проблемы — например, в области владения информационными объектами.
По словам Кристофера Оливолы, доцента кафедры маркетинга в Университете Карнеги — Меллона и соавтора исследования, люди все чаще говорят о контенте как о чем-то материальном, но ученые до сих пор редко обращают внимание на это явление, предпочитая изучать отношение человека к деньгам и прочим вещественным ценностям.