Согласно исследованию, проведенному международной группой ученых, игра в «Тетрис» способна снизить количество нежелательных воспоминаний, возникающих после травматического опыта. Результаты данной работы были опубликованы в журнале Molecular Psychiatry.
Интрузии – это нежелательные мысли и чувства, возникающие под воздействием интенсивного стресса. Такие состояния нередко наблюдаются при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) и могут повторяться на протяжении 12–15 месяцев после травмирующей ситуации. При этом надежных методов профилактики интрузий не существует. Так, психотерапия не всегда эффективна и доступна для пациентов, тогда как прямое нарушение механизма консолидации памяти (например, путем электросудорожной терапии или введения пропранолола) токсично и не позволяет предотвращать отдельные воспоминания. Между тем известно, подобные воздействия необходимо осуществлять в первые часы после происшествия, так как в этот период память наиболее восприимчива к изменениям.
Ранее проведенные исследования указывают на то, что визуально-пространственные упражнения могут уменьшить частоту нежелательных воспоминаний. В 2004 году британские психологи провели исследование провела эксперимент, участникам которого демонстрировались нецензурированные видеозаписи с мест дорожно-транспортных происшествий. Во время или вскоре после просмотра шокирующего контента испытуемые выполняли различные тесты. Согласно анализу, визуально-пространственные задачи позволяли снизить уровень тревожности, частоту сердечных сокращений и интрузий добровольцев по сравнению с контрольной группой. Однако вербальные задачи (в частности, викторина Pub Quiz) приводили не только к менее выраженному результату, но и провоцировали интрузии. В новой работе специалисты из Великобритании, Германии и Швеции проверили, может ли блокировать репереживания «Тетрис».
В эксперименте приняли участие 71 житель Великобритании среднего возраста 39,66 года. Все они обратились в отделение неотложной помощи после дорожно-транспортного происшествия или стали его очевидцами менее чем за шесть часов до этого и имели признаки посттравматического стрессового расстройства. Исследователи разделили пациентов на две группы. Первой группе предложили мысленно воспроизвести картину произошедшего, попутно в течение 20 минут (включая 10 минут непрерывной игры) играя в «Тетрис» на приставке Nintendo DSi XL. Второй группе предложили перечислить свои действия и продолжительность занятий после поступления в больницу. В дальнейшем все участники в течение недели вели дневник, в котором фиксировали возникающие непроизвольные воспоминания (образы, звуки, запахи, связанные с травматическим событием). Этот показатель был оценен через неделю и месяц.
Согласно результатам исследования, добровольцы, занимавшиеся игрой в «Тетрис» после выписки из больницы, быстрее преодолевали период навязчивых воспоминаний (в дневниковых записях реже отмечались переживания), чем участники контрольной группы: показатели выросли с 13,8 процента до 59,3 процента против 1,5 процента и 5,6 процента на второй и седьмой день соответственно. Таким образом, в группе игроков наблюдалось увеличение показателя на 62 процентных пункта, а полное прекращение нежелательных воспоминаний зафиксировано у шести процентов всех пациентов через неделю и у 13 процентов через месяц. Негативных последствий от игры в «Тетрис» не выявлено. Авторы исследования полагают, что полученные данные указывают на то, что визуально-пространственные задачи в первые часы после травматического события могут служить безопасным и доступным способом предотвращения интрузий.
Виртуальная реальность уже не впервые используется исследователями в медицине. До этого эксперты разработали игру, которая помогает улучшить периферическое зрение у слабовидящих детей всего за восемь часов, а также симулятор супермаркета, разработан инструмент, который обеспечивает точную диагностику умеренных нарушений когнитивных функций.