Гуманитарий или технарь: кем быть тебе?

Некоторые записались в техникум еще со школы из-за хороших оценок по математике, другие же сдались и выбрали гуманитарную степь. Однако настоящих чистых гуманитариев и технарей очень мало — всего 1–2%. Определиться с категорией не так просто, как кажется. Не говоря уже о том, что есть еще и естественники.

Кадр из сериала «Детство Шелдона». Автор: Euclio Drusus.

Не упрощайте

Многие считают, что различие между гуманитарием и технарем заключается в невозможности первого стать вторым, а вот второго – первым. Это неверно. Для каждой специальности необходимы определённые способности: хорошая рецензия на спектакль требует не только знание букв и любви к театру, а преподавание философии в школе – характера, который позволяет это делать.

Даже деление людей на типы – дело условное. У среднего человека могут быть способности как гуманитарные, так и технические, пусть и с разным уровнем развития. Школьные оценки редко отражают реальный потенциал.

В детском возрасте не раскрываются все способности. Склонность к логическому мышлению может появиться позже – например, к двадцати годам, хотя это крайний случай. До девяти лет мышление большинства детей наглядно-образное, склонность к анализу проявляется только после этого возраста. Возможно, по этой причине большинство школьников начальных классов испытывают трудности с арифметикой. Обычно у ребенка формируются наклонности к десяти – тринадцати годам. Именно поэтому в большинстве школ специальные предметы начинаются с этого возраста.

Второе — любовь к конкретному предмету может стать основой таланта учителя, а иногда и решающим фактором. Учитель, обладающий способностью разбудить в ученике скрытые задатки, часто сам испытывает неподдельную страсть к своему делу. И наоборот, неумелый педагог может навсегда лишить ученика интереса к предмету, который до этого был ему по душе.

Присваивая ребенкуlabel «гуманитарий/технарь» только по школьным оценкам, родители, не всегда осознавая это, оказывают на него давление. Чувствительный ребенок принимает решение: «все ясно, я гуманитарий», и даже не пытается сопротивляться, следуя за этим путем. В сорок лет он понимает, что всю жизнь занимался не своим делом.

Часто бывает так, что у ребенка интерес к каким-то предметам сочетается с проявлением способностей к другим. Занимаясь тем, где ему действительно удаётся добиться успеха, ребёнок не испытывает энтузиазма. В таком случае стоит задуматься о причине.

Все такие разные

Определить преобладание тех или иных наклонностей возможно с помощью специальных тестов. Не путать их с развлекательными, заполняющими интернет, а именно сложными, с множеством разноплановых вопросов. Именно они могут показать область для будущей профессии. Исключение составляют чистые гуманитарии и технари, которых в природе примерно один-два на сотню. Тесты же часто носят обобщенный характер. Даже если человек — чистый гуманитарий, это не означает равные способности к работе литературным критиком, переводчиком, психологом или юристом. Все эти профессии, относясь к гуманитарным, совершенно разные и для реализации себя в них нужны определенные способности, характер и темперамент!

Для инженера важны не только математические способности, но и пространственный интеллект, внимание. Математические же таланты базируются на аналитических, комбинаторных, арифметических способностях. Некоторые взрослые люди с трудом складывают простые примеры в уме, но отлично решают задачи по высшей математике и геометрии.

Поэтому помимо тестов полезно следовать интуиции и наблюдать. Родители должны наблюдать за своими детьми, а ещё не определившиеся взрослые — за собой. Чистых типом очень редко встречается. Итак…

Гуманитарий или технарь?

Гуманитарии любят общаться и обладают даром красноречия. У вас наверняка был знакомый, который успешно отвечал на экзамене, хотя ничего не знал по сути дела. В этот момент за него работал внутренний гуманитарий. Такие люди способны поддерживать беседу с любым человеком, умеют находить общий язык, потому что обычно менее резки и прямолинейны. Главное – не так уверены в своей правоте, как часто бывает у тех, кто склонен к техническим дисциплинам. Гуманитарии признают ограниченность своих мыслей, сомневаются в собственном видении ситуации и понимают зависимость от внешних обстоятельств.

Гуманитарием интересует внутренний мир человека, технарям же близок внешний мир или созданный ими абстрактный мир чисел. Гуманитарии обычно более эмоциональны по сравнению с технарями.
Лучше развито у гуманитариев образное мышление, им дается изучение языков, они любят писать сочинения и стихи. Зачастую гуманитарии менее амбициозны, довольствуются малым и, имея большой багаж знаний, готовы работать за небольшую зарплату – педагогом, архивариусом или библиотекарем.

Человек-технарь – это образный антипод ранее описанного типа. Он замкнут (иногда очень), полон решимости, настойчив, стремится к успеху, полон энергии и уверен в себе (или даже чрезмерно). Знает свою цену и не согласен работать за мизерную зарплату. Его мысли ясны, логичны, последовательны и быстры.

В любом случае, стоит подчеркнуть: полный набор этих качеств свойственен лишь явно выраженным гуманитариям или техническим специалистам. Остальные люди относятся к смешанным типам.

Естественно-научный тип

Люди, которых называют «естественниками», проявляют большой интерес к наукам биологии, палеонтологии, антропологии, археологии, химии и географии. Страстно любят исследовать что-либо, наблюдать за чем-либо и способны это делать годами. Устойчивы к «нудной работе», внимательны. Основной вопрос, который задают себе естественники: как устроен мир (или его составляющие)?

Эти люди в детстве донимают взрослых вопросами о том, почему деревья качаются, а луна круглая. Гуманитарии такого рода, например, могут не интересоваться подобными темами и задавать меньше вопросов о строении мира.

Несмотря на это, естественно-научный тип обычно не бывает «чистым». Большинство людей разделяется либо на естественно-гуманитарный, либо на естественно-технический тип. Есть также так называемые «творцы», которых часто относят к гуманитариям. Это художники, дизайнеры, актеры, модельеры и другие профессии искусства.

Системы способностей

Важны не школьные оценки, а последовательное мышление, обобщение, умение работать с системами символов, легко переходить от прямого к обратному ходу мысли. Таких людей можно встретить среди хороших математиков, исследователей и даже философов.

Пространственные.Люди такого склада воспринимают мир визуально и умеют генерировать собственные образы.

Социальные. Главное для таких людей — общение. Очень хорошо чувствуют других, их настроение. Обладают так называемым «социальным интеллектом», из них получаются хорошие учителя, политики и продавцы.

Оценивающие.Эти люди прекрасно разбираются в психологии. Хорошо оценивают характерные черты личности, точно улавливая мотивы поступков.
Хорошо развито их самосознание. Из них получатся хорошие психологи, врачи, социальные работники и юристы.

Кинестетические.Кинестетический интеллект свойствен людям, для которых работа в движении — это источник наслаждения и смысла жизни. К таковым относятся спортсмены, танцоры, а также часто хирурги.

Лингвистические. Это ясно: у таких людей есть способности к языку и творческое воображение — это поэты, писатели, переводчики, историки.

Музыкальные.У этих людей есть чувство ритма, размера, тона и интонации – не слышат, а чувствуют музыку. Профессия – музыкант.

Психологи утверждают, что каждый из этих типов интеллекта не существует изолированно. Все они переплетаются, образуя различные комбинации. Можно выделить таких людей: интеллектуалов-аналитиков, творческих личностей, лидеров и организаторов, обладателей психомоторного дарования и склонных к специфическому обучению (например, литературе или музыке).