Гонконгские дети превзошли британцев в пластичности интеллекта

Психологи из Великобритании и Гонконга пришли к выводу, что когнитивное превосходство азиатских детей над западными ровесниками нивелируется с возрастом.

the-last-emperor_55001624-1920x1080

©Wikipedia

В нейропсихологии под исполнительными функциями понимается набор высших психических процессов, позволяющих адаптировать эпизодическую познавательную активность к новым стимулам в соответствии с долгосрочной целью. Так, с их помощью человек на диете подавляет желание съесть калорийную пищу, а турист — подстраивает поведение под местные традиции. Прошлые работы показали, что развитие таких функций тесно связано с социальными и культурными факторами. В частности, снижать когнитивную гибкость могут жестокое обращение и депрессия матери, а повышать — принадлежность к азиатскому этносу. При этом с возрастом способности к адаптации нередко выравниваются независимо от происхождения и семейной обстановки, и ученых интересуют механизмы таких изменений.

 

Согласно предыдущим исследованиям, дети из Японии и Гонконга, как правило, превосходят ровесников из Великобритании и США по уровню исполнительных функций. Однако то, как на познавательную гибкость влияет взросление в разных социокультурных контекстах, остается неясным. В новой работе сотрудники Китайского университета Гонконга и Кембриджского университета попытались выяснить, чем обусловлено «исполнительное» преимущество детей из Азии и как оно сохраняется с течением времени. Для этого они провели эксперимент с 840 детьми в возрасте 9–16 лет и их родителями из Гонконга и Великобритании. В выборку вошли дети, посещавшие частные гонконгские и муниципальные британские школы, причем ряд из них не использовали родной язык дома.

 

В рамках эксперимента диады родителей-детей выполнили четыре когнитивные задачи. На первом этапе они должны были нажимать на левую или правую кнопку в соответствии с половиной виртуального поля, на которой находился мяч, но игнорировать его перемещения после звукового сигнала. В тесте на рабочую память участники воспроизводили прямую и обратную последовательности подсвечивания ящиков (от двух до девяти). Затем, с помощью нажатия клавиш, они сортировали геометрические фигуры (круг или треугольник) по форме или цвету, при этом ряд сессий включал в себя смешанные стимулы таким образом, чтобы оценить способность испытуемых к переключению. Наконец добровольцы перестраивали большие и маленькие диски «пирамидой» за как можно меньшее число ходов.

 

Гонконгские дети превзошли британцев в пластичности интеллекта

Когнитивная продуктивность детей и родителей из Гонконга и Великобритании / ©Michelle R. Ellefson et al., Psychological Science, 2017

 

Согласно последующему анализу, продуктивность исполнительных функций была выше у участников, проживающих в Гонконге, чем у британцев, и у детей (среднее детство и ранний подростковый возраст) по сравнению с родителями. В целом показателям 10-летних гонконгских детей соответствовали результаты 12-летних детей из Великобритании. В то же время отдельные категории испытуемых отличались по специфическим параметрам: так, в ряде случаев британские родители оказались самыми точными в ответах (затем следуют родители и дети из Гонконга), а азиатские дети обычно принимали решения быстрее, чем западные сверстники. По совокупности четырех тестов дети из Гонконга показывали наименьшее время реакции и наибольшее число верных решений.

 

Статистическая обработка данных также позволила установить, что самое значимое влияние на исполнительные функции оказывал возраст участников. С возрастом сильно коррелировал уровень образования: гонконгские дети начинают обучение позднее, чем западные ровесники, и родители из Великобритании в среднем имели более высокий уровень образования, чем родители из Гонконга. Примечательно, что условия, в которых дети выполняли задачи, были слабо связаны с успехами, а их достижения положительно коррелировали с возрастом, в отличие от родителей. Авторы также отмечают, что связь когнитивной гибкости между поколениями была слабой, но значимой: родители с высоким уровнем исполнительных функций чаще имели детей, хорошо справляющихся с когнитивными задачами.

 

Статья опубликована в журнале Psychological Science.


Источник