Дискуссии о факторах, влияющих на уровень интеллекта и академическую успеваемость учащихся, продолжаются на протяжении многих лет. В рамках недавнего исследования ученые предприняли попытку внести ясность в этот вопрос, изучив информацию о нескольких сотнях тысяч школьников из более чем 70 стран.
Предыдущие исследования указывали на то, что успеваемость определяется совокупностью наследственных и биологических факторов, а также воздействием окружающей среды. Тем не менее, относительно влияния отдельных внешних факторов существуют различные точки зрения. Эти факторы весьма разнообразны и охватывают семейные обстоятельства, обстановку в школе, индивидуальные убеждения и другие аспекты.
В рамках исследования, организованного экспертами Норвежской школы бизнеса BI и коллегами из Университетского колледжа Лондона (Великобритания), были проанализированы данные участников PISA 2018 — Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся ( Programme for International Student Assessment). Этот тест, проводимая раз в три года оценка направлена на определение уровня владения функциональной грамотностью и способности школьников из разных стран применять полученные знания в реальных ситуациях.
В 2018 году в PISA участвовали примерно 600 тысяч 15-летних обучающихся из 79 государств, в том числе более 7600 — из России. Школьники выполняли тесты по трем дисциплинам: чтению, математике и естественным наукам. Их результаты авторы работы, опубликованной в журнале Personality and Individual Differences, после перевода в эквивалентные баллы коэффициента интеллекта (IQ) был проведен более детальный анализ.
В ходе PISA 2018 была проведена оценка ряда психологических аспектов. Среди них оказались взаимоотношения со школьными учителями, уровень образования родителей, самооценка школьниками собственных знаний и умений, поддержка со стороны родителей, мотивация к обучению, общая самооценка, стремление к независимости и другие факторы. Оценка этих аспектов основывалась на ответах школьников на специально разработанные вопросы, где шкала ответов простиралась от «категорически не согласен» до «полностью согласен». После этого исследователи выявили корреляцию между этими факторами и результатами учащихся в тестах.
Применив метод регрессионного анализа, ученые выяснили, наиболее тесная связь с результатами тестов PISA наблюдалась у самооценки школьников относительно их успехов в учебе. Участники, которые оценивали свои учебные навыки выше, как правило, демонстрировали и более высокие показатели в академической деятельности.
В данном исследовании акцент был сделан на оценке школьниками собственного уровня владения навыками чтения и их заинтересованности в книгах. Школьников просили согласиться или опровергнуть утверждения, такие как: «Я могу понимать сложные тексты», «Чтение — одно из моих любимых увлечений».
Значительное влияние на результаты, полученные участниками тестов PISA, оказал и уровень образования родителей, в особенности матери. Это говорит о том, что образованность матери, возможно, отражающая интеллектуальную атмосферу и значимость образования в семье, существенно влияет на успеваемость ребенка.
Оказалось, что взаимоотношения школьников с педагогами, их мнение о качестве обучения и уровень самооценки не имели столь выраженной связи с результатами PISA, чем другие рассмотренные факторы. Вместе с тем, стремление к независимости, обусловленное мотивацией к успеху и ответственностью, было связано с высокими показателями в тестах.
Несмотря на то, что авторы применили большой объем данных и стремились учесть различные факторы, воздействующие на школьную успеваемость, несмотря на ценность, исследование имеет ряд ограничений. Одним из них является зависимость от информации, предоставленной участниками, что может привести к появлению ошибок. Помимо этого, при анализе не были учтены многие значимые факторы, в том числе тип и размер учебных заведений, реальная квалификация и стаж работы педагогов, а также индивидуальные аспекты жизни учащихся, например, наличие братьев и сестер или смена школы.