Главный виновник постоянных отвлечений смартфонами обнаружен

В последнее время всё большее внимание в вопросах взаимодействия пользователей с гаджетами уделяется уведомлениям. Считается, что они являются главным источником стресса и заставляют людей постоянно отвлекаться от дел. Однако выяснилось, что сигналы, издаваемые телефоном, почти не влияют на частоту его использования.

Поздним вечером с Сеттом Майерсом / Автор: Сергей Данилов

Исследование показало, что добровольцы три дня подряд сами инициативно пользовались смартфонами в 89% случаев, а уведомления привлекали внимание лишь в 11%.

Результаты эксперимента поразили многих участников. Некоторые добровольцы, пересматривая видеозаписи, признавались, что не помнят, как брали смартфон. Поведение было автоматическим, словно рефлекс, без каких-либо предупреждений или поощрений.

Подробное описание исследования опубликовано в рецензируемом журнале Computers in Human BehaviorСотрудники Департамента психологических и поведенческих наук Лондонской школы экономических и политических наук провели эксперимент с участием 37 добровольцев из Великобритании, Германии и Франции. Средний возраст участников был 25 лет, более половины были мужчинами.

За три дня добровольцы носили камеры, прикрепленные к одежде. По пять часов ежедневно велась съемка. В результате у исследователей получилось более двухсот часов видео с первого лица пользователей смартфонов в естественной обстановке. Зафиксировано 1130 взаимодействий с гаджетами, анализ которых позволил получить статистику.

В среднем участники брали перерыв в работе со смартфоном через 291 секунду (чуть меньше пяти минут), а время взаимодействия с устройством составляло чуть более минуты — 64 секунды. Около половины взаимодействий длились 23 секунды или меньше. Чаще всего пользователи использовали мессенджеры. WhatsAppДвадцать два процента пользователей проверяют содержимое устройства, семнадцать процентов — экран блокировки для новостей или времени, а оставшиеся пользуются социальными сетями. Instagram (16%) и Facebook с MessengerХотя смартфоны всё ещё называют телефонами, звонки составляли менее 1% всех взаимодействий.

Исследователи сделали ещё несколько интересных наблюдений. Уведомления электронной почты оказались наиболее важными для участников эксперимента и получали больше внимания. Групповые чаты чаще всего игнорировали: «пузыри» с ними чаще остальных смахивали в сторону без прочтения. Добровольцы дольше взаимодействовали со смартфонами, если оставались одни или находились дома. В присутствии посторонних и на работе люди пользовались гаджетами меньше. Интересно то, что при использовании интерфейсов с «бесконечными лентами» взаимодействия становятся дольше, когда контент можно просматривать, прокручивая страницу социальной сети без остановки на загрузку.

Работа имела очевидные ограничения. Качество данных могло быть повлияно участниками, возможно, даже неосознанно. Ввиду приоритета права на неприкосновенность частной жизни добровольцы могли в любой момент выключать камеру или удалять видеозаписи. Определить количество взаимодействий со смартфонами, оставшихся «за кадром», и их характер — невозможно.

Исследователи считают необходимым создавать более обдуманные интерфейсы программ и операционных систем. Улучшение уведомлений не имеет смысла, так как они не отвлекают пользователей и не влияют на частоту взаимодействия с продуктами. Разработчикам хотелось бы видеть увлеченных клиентов, но здоровый клиент может принести больше прибыли.

Участники эксперимента с беспокойством восприняли результаты: осознание того, что большая часть взаимодействий со смартфоном происходит без сознательного контроля, оказалась для них неприятной вещью.