Традиционные общества демонстрируют меньшую готовность пожертвовать жизнью одного человека для спасения нескольких.

Исследование под руководством Эдмонда Авада из Университета Эксетера показало влияние культурных различий на восприятие мысленного эксперимента, называемого проблемой вагонетки. От этого фактора зависит реакция людей в разных странах на необходимость пожертвовать одним человеком ради спасения группы. опубликована в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.
В 1967 году философ Филиппа Фут сформулировала проблему вагонетки. Представьте: тяжелая неуправляемая вагонетка мчится по рельсам в направлении стрелки, которую можно переключить. На одном пути, куда может двигаться вагонетка, лежат пять человек, «привязанные сумасшедшим философом». На другом пути привязан и не может убежать лишь один человек.
Исследования авторов охватили 70 тысяч человек из 42 стран. В результате 81 процент опрошенных решил направить вагонетку по пути, на котором лежит один человек. Половина испытуемых согласилась подарить пять жизней ради одной.
В Японии, Корее и Китае наблюдался более высокий процент людей, не готовых пожертвовать одним человеком ради пяти, особенно если этот человек был каким-либо образом знаком респонденту, по сравнению с оставшимися пятью.
Учёные считают, что это связано с традиционалистским укладом жизни: люди остаются в небольших сообществах и испытывают трудности при завязывании отношений вне их. В странах Западной Европы и Северной Америки, где найти новые социальные группы проще, опрошенные проявили большую гибкость мышления.
Работа авторов важна не только теоретически. Её и подобные результаты могут существенно повлиять на развитие искусственного интеллекта. Например, при программировании автономных систем для машин можно учесть общественное отношение к тому, как беспилотники оценивают дорожные риски, тем самым минимизируя возможный ущерб от столкновений.