Напоминания о дезинформации повышают осведомленность о несоответствиях и тем самым способствуют обновлению памяти.
Казалось бы, что хорошего может быть в недостоверных новостях? Американские психологи знают ответ на этот вопрос: их статья на данную тему опубликована в издании Psychological Science.
Предыдущие исследования на тему fake news выявили их неприятную особенность: чем чаще люди сталкиваются с ложными данными (например, о том, что на обратной стороне Луны есть база ануннаков), тем более знакомыми и заслуживающими доверия начинают выглядеть сообщения и материалы на эту тему. Новое исследование, однако, показывает, что напоминания о ранее услышанной или прочитанной дезинформации могут помочь защитить от восприятия ложных данных как истины и улучшить запоминание реальных событий и правдивых данных.
«Напоминание о предыдущих столкновениях с фальшивыми новостями может улучшить память и укрепить убеждения в отношении фактов, которые исправляют дезинформацию, — объясняет Кристофер Вальхейм, ведущий автор статьи и доцент кафедры психологии в Университете Северной Каролины в Гринсборо. — Это говорит о том, что указание на противоречивую информацию в некоторых ситуациях может улучшить понимание истины».
Чтобы понять, как такое происходит, Вальхейм и его коллеги провели несколько экспериментов. В них испытуемым были показаны исправления новостей и информации, с которыми они, возможно, столкнулись в недавнем прошлом. При этом напоминания о более ранней дезинформации появлялись лишь перед некоторыми исправленными сообщениями.
Результаты исследования показали, что «дезинформационные напоминания» улучшают запоминание фактов испытуемыми и повышают их уверенность в собственных убеждениях. Ученые интерпретировали результаты как указание на то, что напоминания о дезинформации повышают осведомленность о несоответствиях и способствуют обновлению памяти.
«Это говорит о том, что может быть полезно узнать, как кто-то сознательно обманывал или вводил в заблуждение других, — говорит Вальдхейм. — Такое знание может дать информацию о стратегиях, которые используют люди для противодействия распространению дезинформации в политических целях».
Ранее Google выделила 6,5 миллиона долларов для борьбы с фейками о коронавирусе, а немецкие психологи подтвердили влияние запаха роз на память