Факторы успеха в музыкальной карьере

Подростки чаще пробуют сочинять музыку при наличии возможности получения дополнительного музыкального образования и ощущении поддержки и преемственности в этой сфере. Существуют пять типичных путей, ведущих к собственному творчеству.

Кадр из сериала «Американская семейка».

Музыка играет важную роль в жизни множества людей. Исследования показывают, что чем чаще люди погружаются в звучание любимых произведений, тем… Желание заниматься этим видом искусства растёт. Кроме того, музыкальная восприимчивость и талант часто сочетаются с личными особенностями: например, более любознательные молодые люди. оказались более музыкальными.

Исследователи из Университета искусств в Хельсинки и Финской молодежной исследовательской сети изучили, как подростки могут приходить к созданию собственных музыкальных композиций и какие факторы на это влияют. Провели 18 интервью, сочетающих черты биографических и полуструктурированных. Респондентами стали молодые люди 14-20 лет из разных регионов, выступавшие на музыкальных фестивалях со своими песнями, а также разной степени интересовавшиеся музыкой: ученики школ искусств, члены молодежных творческих клубов или участники мастер-классов по написанию песен.

В эксперименте приняли участие восемь девушек и десять юношей. Авторы статьи, опубликованной в журнале Research Studies in Music EducationАвторы исследования выделили пять путей развития для подростков, сочиняющих собственную музыку. Наиболее распространенным был «традиционный» путь, предполагающий дополнительное музыкальное образование. Респонденты, выбиравшие его, обучались в школе искусств, играли в поп-группах или джазовых ансамблях, пели в хоре. Все они начали заниматься музыкой с детства, получая поддержку родителей и желая связать свою жизнь с ней.

Часть участников исследования выбрала «траекторию саморазвития»: с ранних классов занимались у частного педагога или по собственному желанию поступали в музыкальную школу. Путь этих подростков к композиторству стал способом обрести свое место в жизни: сверстники не поддерживали их интересы, а занятия музыкой принесли не только любимое дело, но и сообщество единомышленников.

Третья траектория, согласно исследованию, строилась вокруг семьи. Подростки, следуя этому пути, с детства музицировали вместе с родителями и близкими. Музыка стала для них частью жизни, способом выражать эмоции или проводить время с любимыми.

Четвертый путь предполагал самостоятельное создание музыкального сообщества. Некоторые респонденты не смогли учиться в музыкальной школе в детстве, но при первой возможности организовали группу, клуб или другое пространство для творческой деятельности.
Такая траектория зависела от инициативности и желания компенсировать отсутствие «традиционного» пути, а не от поддержки родителей или наличия сверстников-единомышленников.

Пятая группа участников исследования выбрала «путь сообщества»: начала заниматься музыкой для разделения интересов сверстников в школе и вместе с ними добиваться высот. Эти респонденты отмечали меньшую образованность в музыкальном плане по сравнению с подростками, которые пошли по любому другому пути. Вдохновляли единомышленники и ощущение причастности к общему важному делу, заставляя развиваться, создавать новую музыку и не останавливаться перед трудностями.

Результаты научной работы указывают на то, что формирование творческих способностей у подростков происходит под воздействием различных социальных и культурных факторов. Исследование выявило, что музыкальное образование – лишь один из них. В большей степени на создание собственной музыки влияют поддержка семьи, наличие сообщества сверстников с общими интересами и организаторские способности самих юных музыкантов. Ученые особо подчеркнули значение школы для большинства путей развития: именно образовательные учреждения во многом создавали благоприятную среду для роста молодых композиторов.