Американское исследование поставило под вопрос общепринятое мнение о положительном воздействии финансовой поддержки от государства на развитие детей, растущих в малообеспеченных семьях.
В научной литературе содержится множество сведений о том, что у детей, происходящих из состоятельных семей, в среднем лучше сформированы познавательные способности и реже наблюдаются поведенческие нарушения, по сравнению с ровесниками, чьи родители обладают меньшим уровнем дохода. В нескольких публикациях отмечалось, что неблагополучие может приводить к неблагоприятным последствиям для детей. Например, исследователи из Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США) установили, что бедность сказывается на развитии мозга ребенка еще до рождения.
Предыдущие работы указывали на то, что финансовая помощь от государства может быть полезной в подобных обстоятельствах. Однако исследователи, как правило, изучали не денежные выплаты, а другие формы поддержки, такие как продуктовые талоны, бесплатное медицинское обслуживание, налоговые льготы и аналогичные меры. К тому же, некоторые из оценок эффективности этих программ устарели, поскольку были проведены много лет назад.
Изучением того, как безусловные ежемесячные выплаты могут повлиять на развитие детей, занялись ученые – экономисты, социологи и другие специалисты из нескольких американских университетов. Недавно была опубликована статья, посвященная результатам их исследования опубликовало Национальное бюро экономических исследований США. В заметке с комментариями экспертов также вышла в издании The New York Times (NYT).
Неожиданным оказалось, что рандомизированное контролируемое исследование, проведенное авторами, продемонстрировало, что у детей в возрасте четырех лет, чьи малообеспеченные матери ежемесячно получали по 333 доллара, наблюдались улучшения в аспектах речи, вероятность возникновения поведенческих трудностей или задержек в развитии у детей, родители которых получали подобную поддержку, была сопоставима с вероятностью у детей, чьи родители такой помощи не получали.
В эксперименте приняли участие 1000 матерей, у которых недавно родились дети, с уровнем доходов ниже черты бедности в США из четырех городских агломераций, в том числе Нью-Йорка и Нового Орлеана. Более 80% женщин были чернокожими или латиноамериканками, а их средний возраст составил около 27 лет. Чуть менее 40% сообщили о проживании с биологическим отцом ребенка на момент рождения в 2018-2019 годах, но большинство числились незамужними.
Случайным образом женщин распределили по двум группам, состоящим из 400 и 600 человек соответственно. В течение нескольких лет участницы первой группы ежемесячно получали выплату в размере 333 доллара (что эквивалентно более 27 тысячам рублей по текущему обменному курсу), тогда как участницы второй группы – только 20 долларов (1647 рублей). Ежегодно все матери предоставляли исследователям данные, необходимые для анализа. О воздействии денежных выплат на развитие детей судили на основании ряда заранее установленных критериев, предназначенных для оценки языковых способностей, исполнительских функций, уровня социально-эмоционального развития, пространственного восприятия и других аспектов когнитивного развития.
Анализ результатов тестирования детей и опросов их матерей, проведенный в течение первых четырех лет жизни, не показал положительной динамики в группе, получавшей более крупную выплату. В то же время, матери из этой группы проводили немного больше времени, играя и занимаясь с детьми, а также тратили чуть больше средств на приобретение детских товаров. Ученые не выявили признаков нецелевого использования выплат или уменьшения трудовой активности у матерей, получавших 333 доллара. Еще одним неожиданным результатом стал более высокий уровень тревожности в этой группе, хотя исследователи ожидали противоположного результата.
Некоторые участники исследования отказались давать комментарии представителям NYT, отметив, что факторы, повлиявшие на отсутствие ожидаемого результата от выплат, остаются невыясненными. Профессор Кэтрин А. Магнусон из Висконсинского университета в Мадисоне подчеркнула, что любые предположения о причинах произошедшего будут лишь догадками. В настоящее время исследователи предоставили данные, охватывающие первые четыре года реализации проекта, однако программа выплат действовала в течение шести лет – возможно, долгосрочное воздействие будет проанализировано в дальнейших исследованиях.
Непосредственно не задействованные в исследовании эксперты предложили ряд объяснений произошедшему. Согласно одной из точек зрения, причиной искажения данных могла стать пандемия Covid-19. В указанный период был нарушен обычный ритм жизни, а правительство запустило масштабные программы поддержки населения, что, возможно, повлияло на результативность выплат материнского капитала.
Другие исследователи считают, что сумма выплат оказалась недостаточной для решения финансовых проблем семей и не оказала на детей того влияния, на которое надеялись авторы исследования. Согласно результатам работы, большинство матерей из обеих групп на протяжении четырех лет наблюдений оставались в числе малоимущих и продолжали испытывать трудности, включая угрозу выселения или прекращение подачи коммунальных услуг из-за задолженностей.
Люди, настроенные скептически и полагающие, что гарантированные выплаты в таких ситуациях неэффективны, восприняли полученные данные как доказательство своей правоты.
«Роберт Доар, президент Института американского предпринимательства, организации, занимающейся исследованиями и придерживающейся консервативных взглядов, отметил, что улучшить положение детей можно не только с помощью финансовых средств.