Эксперименты с Игрой престолов показали сходство между вымышленными персонажами и реальными друзьями

Измеряя активность медиальной части префронтальной коры участников эксперимента, ученые выяснили, что для одиночек почти не существовало разницы между настоящими друзьями и любимыми вымышленными героями.

Кадр из сериала «Игра престолов»

Кадр из сериала «Игра престолов» / © HBO

Современный человек проводит значительную часть свободного времени за просмотром фильмов, сериалов, играми на компьютере или на приставках и, конечно, чтением художественной литературы. Особенно это свойственно тем, кто менее социален: как показали исследования, более сильное чувство одиночества связано с более глубоким погружением в медиа и цифровые технологии. Еще есть понятие «эскапизм» — так называют желание сбежать от действительности в вымышленный мир, который куда интереснее скучной реальности.

Словно близкие люди, придуманные персонажи могут влиять на поведение и самооценку, в какой-то мере даже формировать личность (если речь идет о ребенке). Одиночкам — в частности, подросткам, отвергнутым сверстниками — вымышленные герои способны заменить реальных друзей, обеспечивая чувство «принадлежности».

Тимоти В. Брум, сотрудник факультета психологии и наук о мозге Дартмутского колледжа ( Ганновер, Нью-Гэмпшир, США), и Дилан Вагнер с кафедры психологии Университета штата Огайо решили экспериментально проверить, как мозг человека воспринимает реальных друзей и вымышленных персонажей, есть ли различия в «нейронном отклике» и насколько они значительны. О результатах исследования ученые рассказали в статье для журнала Cerebral Cortex.

Участниками эксперимента стали 19 поклонников популярного сериала HBO «Игра престолов», основанного на цикле романов «Песнь льда и огня» американского писателя Джорджа Р. Р. Мартина. Данные собирали в 2017 году, когда вышел седьмой сезон. Испытуемые рассказали, какой персонаж сериала им больше всего нравится и наиболее близок по духу.

Мозг участников сканировали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, параллельно им показывали ряд имен — их самих, одного из девяти реальных друзей и одного из девяти героев «Игры престолов». Каждое имя демонстрировали вместе с чертой характера: «грустный», «умный», «заслуживающий доверия», «вежливый» и так далее. Добровольцы должны были ответить на вопрос, подходит ли та или иная черта человеку, имя которого они видели.

В то же время исследователи измеряли активность медиальной части префронтальной коры  (mPFC) — этот участок головного мозга показывает повышенную активность, когда люди думают о себе и других людях. В итоге ученые выяснили, что для неодиноких участников эксперимента друзья и вымышленные персонажи сильно различались, а в случае одиночек mPFC реагировала на героев сериала почти так же, как на живых приятелей.

«Применив как нейронное декодирование, так и анализ репрезентативного сходства, мы обнаружили доказательства категориальной границы между реальными и вымышленными людьми в медиальной части префронтальной коры. У более одиноких участников граница между этими категориями была размыта. Следовательно, такие люди могут обращаться к вымышленным персонажам, чтобы удовлетворить свои потребности в чувстве принадлежности», — объяснили ученые.

Впрочем, самые любимые персонажи «Игры престолов» повлияли даже на наименее одиноких людей: то, какой отклик они находили в mPFC испытуемых, было ближе к настоящим друзьям, нежели к другим действующим лицам сериала.


Источник