Младенцы до года отличаются ограниченной способностью к концентрации внимания, однако определенные слова и действия позволяют им дольше и эффективнее фокусироваться на предметах, окружающих их. Результаты исследования, посвященного этому вопросу, были получены американскими специалистами.
Ученые из Калифорнийского университета в Дейвисе (США), занимающиеся изучением психологии, провели исследование в лабораторных условиях, чтобы оценить когнитивные навыки младенцев Infant Cognition Lab при своем вузе. К нему привлекли 49 родителей (45 мам и четверо отцов) с девятимесячными малышами (15 девочек и 34 мальчика).
Ученые зафиксировали на видео взаимодействие взрослых и их детей во время сборки пазла с изображением животных: попугая, зебры, льва, обезьяны, медведя и слона. Чтобы отслеживать, куда и как долго дети направляют свой взгляд в процессе эксперимента, им на голову надевали устройство, называемое айтрекером.
«К девяти месяцам у младенцев начинается формирование представления об окружающем пространстве и восприятие слов, которые его описывают. В речи родителей часто использовались пространственные слова, что позволило нам наблюдать реакцию младенцев», — пояснили психологи.
Исследования, основанные на анализе данных айтрекера, продемонстрировали, что фразы, содержащие пространственные указатели, такие как «положи сюда» или «туда», удерживали внимание детей в течение 3,6 секунды. При назывании объектов родителями, например, животных в предложениях типа «Это обезьяна», младенцы концентрировались на них в среднем 3,9 секунды.
Наиболее эффективным было использование названий объектов в сочетании со словами, обозначающими их местоположение. В этом случае внимание детей удерживалось примерно шесть секунд. Для сравнения, если использовались нейтральные фразы, не включающие подобные слова, концентрация внимания младенцев снижалась в два раза, составляя около трех секунд.
Наибольшая концентрация внимания у детей наблюдалась при восприятии фраз, содержащих названия предметов и указания на местоположение, особенно когда родители сопровождали их жестами, например, показывая на что-то. Благодаря этому удавалось удерживать внимание примерно на 8,4 секунды.
Исследование, опубликованное в журнале Developmental Psychology, исследования показали, что словарный запас родителей и особенности их речи оказывают влияние на развитие детей и их взаимодействие с окружающим миром. Использование фраз, способных дольше удерживать внимание, помогает малышам лучше узнавать мир и понимать, как объекты существуют и двигаются в пространстве. Как отмечают психологи, это имеет значение для формирования пространственного мышления.
В ходе предыдущего исследования специалисты из Вашингтонского университета, расположенного в Сиэтле (США) продемонстрировали, что восприятие ребенком реакции родителей на его первые звуки оказывает влияние на развитие его речи. Другое исследование продемонстрировало, что ритмичное пение для младенцев способствует их социальному развитию и обучает взаимодействию с окружающими уже с двухмесячного возраста.