Исследования показали, что к трехлетнему возрасту дети чаще начинают поддерживать мнение ровесников, чтобы быть принятыми в коллективе, и меньше ориентируются на мнение авторитетных взрослых.
Команда исследователей из Университета Дьюка провела исследование. Для участия в эксперименте были приглашены 104 трехлетних ребенка, которым каждому выдали синюю наклейку. Ученые сообщили детям, что эта наклейка делает их членами команды, и затем наблюдали за тем, как они выбирают чай, закуски и посуду для чаепития.
Изначально дети действовали самостоятельно, однако впоследствии, под влиянием общения со сверстниками, их решения иногда определялись личными вкусами. В иных случаях они воспринимали свой выбор как общепринятую практику группой. Подробности работы опубликованы в журнале PLOS One.
В ходе исследования было установлено, что дети, прислушиваясь к мнению окружающих, чаще всего придерживались своего первоначального выбора. Так, участники, которые изначально высказывали желание получить пончик, в конечном итоге выбирали именно его, несмотря на другие варианты.
В 23% случаев дети корректировали свой выбор, ориентируясь на мнение окружающих. Особенно часто они придерживались мнения других, когда выбор позиционировался как общепринятый в группе, а не как индивидуальное предпочтение. В этих ситуациях дети отдавали предпочтение мнению группы, а не мнению экспертов, которые проводили эксперимент.
Мы не обладаем знаниями о правильном поведении, например, что говорить при чихании или когда уместно носить шляпу, с момента рождения. Как правило, эти неофициальные социальные нормы усваиваются в детском возрасте, — подчеркивает Леон Ли, автор исследования. Интересно, что мотивирует детей следовать этим нормам. Возможно, они не стремятся соответствовать ожиданиям общества, а выражают уважение к другим и стремятся укрепить связь с ними.
По мнению ученых, полученные данные подтверждают гипотезу о том, как дети определяются с выбором. В начале жизни дети обычно выполняют просьбы взрослых, проявляя почтение к их авторитету. Однако, приблизительно к трем годам их мышление претерпевает изменения: они начинают воспринимать определенные сигналы как значимые для коллектива. В результате, их поведение обусловлено чувством привязанности к окружающим.