Исследования показывают, что школьникам полезно проводить время у экрана

Согласно недавнему масштабному исследованию, у детей школьного возраста, проводящих значительное время с электронными устройствами, вероятность возникновения проблем с вниманием, сном и успеваемостью в школе остается невысокой. При этом отмечается, что у них обычно больше друзей.

Почти все подростки в Соединенных Штатах имеют возможность пользоваться смартфоном. Однако в 71 из 195 стран доступ к интернету есть менее чем у половины жителей. Несмотря на это, средняя продолжительность использования интернета в мире увеличивается, в особенности среди молодежи. Воздействие электронных устройств на подростков, посещающих школу, вызывает споры, и большинство исследований демонстрируют, что оно скорее вредно.

Специалисты из Университета Колорадо (США) провели анализ данных, охвативших национальную выборку, состоящую из 11 800 детей в возрасте от девяти до десяти лет. Полученные результаты они опубликовали в журнале PLOS One. Изучение включало в себя анализ анкет, посвященных времени использования гаджетов, данных, предоставленных родителями о проблемах в поведении, школьных оценок и диагностики психологического благополучия учащихся.

Установлено, что мальчики тратили на гаджеты на 45 минут больше, чем девочки. Распределение экранного времени между мальчиками и девочками оказалось неравномерным: мальчики вдвое чаще выбирали видеоигры, а девочки – социальные сети.

Подобно результатам предыдущих исследований, было установлено, что дети, проводящие значительное время перед экранами, демонстрируют нарушения сна и имеют более низкую успеваемость в школе. Кроме того, у них чаще диагностируют синдром дефицита внимания и гиперактивности, который характеризуется проблемами с концентрацией и импульсивностью).

Фактор времени, проведенного за экраном, не являлся определяющим. Социально-экономическое положение ребенка оказывало на подобные результаты в 2,5 раза большее воздействие, чем частое использование электронных устройств. В целом, экранное время влияло лишь на два процента поведенческих различий между детьми.

Несмотря на то, что исследование показало взаимосвязь между временем, проводимым перед экраном, и некоторыми проблемами с психическим здоровьем, специалисты подчеркивают, что это не означает причинно-следственную связь. Существует вероятность обратного сценария: стремление к большему времени в интернете может быть вызвано определенными психологическими трудностями.

У детей, которые чаще пользовались интернетом, в среднем наблюдалось больше друзей. Однако авторы отмечают, что для всесторонней оценки ситуации необходимы дополнительные исследования. Это связано с тем, что, несмотря на значительный объем выборки, данные были собраны только среди детей определенного возраста.