Исследования учёных демонстрируют, что ограничение мобильности отрицательно сказывается на креативности.

В современном мире растет спрос на креативное мышление и поиск методов его развития. Помимо известных техник, таких как переключение между «диффузным» и «направленным» путями мышления, ученые изучают новые подходы. Одним из них стало исследование влияния движения на креативность.
Учёные из университета Вюрцбурга обнаружили связь между свободным движением и креативностью, которую знали ещё греки. Psychological ResearchЭксперимент был проведён на 60 испытуемых для проверки влияния свободного движения без ограничений на креативное мышление. Для этого учёные провели три эксперимента, в каждом из которых участникам предлагалось решить задачу «альтернативного использования Гилфорда». Участникам давался ряд слов, обозначающих предметы — бинт, кирпич, стул, стол, сковорода, мешок для мусора, губная помада, карандаш, газета, обувь, ложка, плитка, зубная щетка и полотенце. Участникам требовалось назвать как можно больше способов применения этим предметам.
В первом эксперименте половине испытуемых разрешили ходить по комнате при генерации идей, а другим нужно было сидеть за компьютером. Количество сгенерированных идей у участников, которым разрешалось ходить, оказалось выше. Во втором и третьем экспериментах исследователи сравнивали количество предложенных идей у участников, которые могли: 1) свободно перемещаться по комнате, 2) перемещаться только по предзаданному маршруту, 3) спокойно сидеть на одном месте, 4) сидеть за экраном компьютера и фиксировать свой взгляд на одной точке. В этом случае результаты оказались выше всего у участников, которые могли либо свободно передвигаться, либо сидеть на одном месте, но не фиксировать свой взгляд и совершать хотя бы мелкие движения (например, стучать пальцами по столу).
Исследователи обнаружили, что любые ограничения снижают креативность. По их словам, во время творческого мышления движения не должны подавляться и превращаться в шаблоны. Это может случиться, когда люди концентрируются на малом экране – телефона, планшета или подобных устройствах. Более широкое использование мобильных телефонов и таких же устройств, особенно в образовании во время пандемии COVID-19, потенциально негативно скажется на некоторых когнитивных процессах, например, на творчестве.