Студенты повысили успеваемость, общаясь с отличниками

Исследование, проведенное российскими учеными, показало, что круг общения оказывает влияние на академические показатели студентов. В ходе работы было установлено, как выбор друзей и тех, кто оказывает помощь в учебе, влияет на успеваемость и поведение.

Эксперты тщательно исследуют факторы, определяющие достижения школьников и студентов. В ходе исследований было установлено, насколько значимо наличие мобильных телефонов, семейная обстановка, увлечения, режим дня и питание. Однако социальные связи внутри учебных заведений до сих пор анализируют редко. Команда из ВШЭ провела исследование, по итогу которого выяснила, влияют ли личные контакты на успехи в учебе. Применяя стохастический акторно-ориентированный метод моделирования, исследователь изучила, как меняется успеваемость респондентов в зависимости от их социальных связей. В ходе работы учитывались академические показатели как участников исследования, так и их окружения, включая тех, с кем они предпочитают общаться, и тех, к кому обращаются за поддержкой.

В 2013-2014 годах группа наблюдала за 117 студентами. В ходе исследования было проанализировано около 700 социальных связей. Полученные данные позволили ученым разработать две модели: одна демонстрирует взаимосвязь между дружескими отношениями и академической успеваемостью, а вторая — влияние взаимопомощи и совместной работы над заданиями. Результаты показали, что типы социальных связей значительно отличаются по своим функциям и эффективности. Выводу опубликованы в журнале PLOS One.

Так, студенты, выбирая круг общения, не руководствуются успеваемость, со временем результаты обучения выравниваются, независимо от того, с кем студент начал общаться в начале учебы. Например, первокурсники, сразу наладившие контакты с отличниками, демонстрировали хорошие результаты на сессии, в то время как друзья двоечников показывали низкую успеваемость. При этом, помощь в учебе от наиболее успешных студентов не оказала влияния на продуктивность и успеваемость, хотя обычно считается, что именно она определяет академические достижения. Об этом сообщает София Докука, один из авторов исследования и научный сотрудник Института образования ВШЭ.

Авторы утверждают, что социальная интеграция положительно влияет на успеваемость студентов и подчеркивают важность создания поддерживающей неформальной среды контакты среди сверстников и мотивировать студентов на создание неформальных групп с более успешными особенно важно. Сделать это можно с помощью групповых заданий, состав групп для которых будут определять преподаватели, и создания дополнительных пространств для учебы и отдыха внутри университета. «Сочетание этих действий поможет студентам построить и поддерживать контакты, которые серьезно влияют на академическую успеваемость и поведение», — считают ученые.

Авторы признают, что их исследование имело ряд ограничений. В частности, в выборку вошли только студенты-первокурсники, характеризующиеся высокой скоростью установления социальных связей. Кроме того, рассматривались лишь два типа взаимоотношений, в то время как в университете существует гораздо большее их разнообразие, включая сотрудничество, враждебность, романтические связи и онлайн-коммуникации. Получение данных о последних затруднено, однако исследователи надеются решить эту проблему в дальнейших работах.