Вера в теории заговора вокруг покушения на Трампа связана с личными контактами, а не медиа

Считается, что социальные сети и средства массовой информации обычно оказывают значительное влияние на распространение различных конспирологических теорий. Однако, проанализировав реакцию американцев на покушение на Дональда Трампа, ученые из США сделали неожиданный вывод: формирование подобных убеждений в большей степени определяется межличностным общением.

Психологи, стремясь понять, почему некоторые люди подвержены влиянию конспирологических теорий, традиционно акцентируют внимание на индивидуальных особенностях, таких как подозрительность или политический радикализм. Несмотря на значимость этих факторов, исследователи из Ратгерского университета, Университета Пенсильвании, Гарвардской медицинской школы и Гарвардского университета (США) предложили иной подход, изучив, как информация, поступающая из социальных сетей, традиционных медиа и личного общения, влияет на формирование убеждений.

В качестве примера для изучения распространения политически окрашенной ложной информации авторы исследования выбрали инцидент с Дональдом Трампом, произошедший в июле 2024 года. Это событие быстро стало причиной распространения дезинформации: одни американцы обвиняли в нападении сторонников Джо Байдена, другие были убеждены, что покушение было инсценировано ради укрепления политического положения Трампа.

В период с 17 по 21 июля исследовательская команда провела оперативный опрос 2765 взрослых жителей США, проживающих в разных регионах страны. Опрос был проведен вскоре после покушения, средний возраст участников составил 57 лет, при этом 62% из них были женщинами. Опрошенным было предложено ответить на вопрос о знакомстве с информацией о покушении, указать источники этой информации и высказать свое мнение о правдоподобности одной из конспирологических версий.

При ответе на второй вопрос респондентам предоставлялась возможность указать несколько источников информации, таких как телевидение, радио, печатные издания, социальные сети, новостные сайты, подкасты, а также мнение близких и друзей. Для оценки уровня доверия к этим источникам участники использовали шкалу, состоящую из пяти пунктов, начиная от «очень маловероятно» и заканчивая «очень вероятно». Помимо этого, участники анонимно предоставили сведения о своих политических взглядах и ответили на ряд вопросов, касающихся их личных данных.

Около 95% опрошенных были осведомлены о покушении. Наибольшую часть респондентов (64%) проинформировали телевизионные новости, 43% получили информацию из социальных сетей, а треть – от знакомых. Среди тех, кто слышал о предполагаемой причастности активистов Демократической партии к нападению, 41% узнал об этом через социальные сети, 28% – из теленовостей, и 32% – от знакомых. Около 53% опрошенных, узнавших эту версию, получили информацию из социальных сетей, 28% – из теленовостей, и 32% – от знакомых. При этом, почти треть (29%) тех, кто был знаком с конспирологической версией, считали ее достоверной. Большинство мужчин и женщин (52%) впервые столкнулись с информацией об инсценировке покушения в социальных сетях, 34% узнали от друзей и знакомых, а 21% – из телевизионных сюжетов. Достоверной эту информацию посчитали также 29%.

Для всестороннего изучения факторов, определяющих восприятие конспирологических теорий, исследователи использовали метод линейной регрессии. Подобно корреляционному анализу, он не выявляет причинно-следственные связи, но позволяет оценить степень влияния нескольких факторов одновременно, принимая во внимание их взаимосвязи, установить силу воздействия на конечный результат и, в конечном счете, сделать предсказания. С помощью этого инструмента ученые смогли выяснить, какие источники информации оказались наиболее эффективными в формировании уверенности в конспирологических объяснениях покушения на Дональда Трампа, с учетом влияния политических убеждений и индивидуальной предрасположенности к конспирологии.

Анализ показал, что наиболее значительное влияние на вероятность веры в конспирологические объяснения убийства тогдашнего кандидата в президенты США оказывают три фактора: политические убеждения, предрасположенность к конспирологическому мышлению и взгляды окружения. Политические взгляды и особенности мышления увеличивали вероятность принятия конспирологических теорий на 24% и 23% соответственно. При этом мнение людей, которым доверяли респонденты, оказалось самым мощным фактором, повысив вероятность принятия подобных теорий почти на 54%. Данная тенденция наблюдалась в отношении обеих версий покушения.

В конечном счете, оценки друзей и близких оказались более важными, чем все остальные рассматриваемые аспекты. В частности, влияние социальных сетей на принятие конспирологических теорий оказалось не столь существенным, как предполагалось: хотя они и обеспечивают широкое распространение информации, сами по себе не стали причиной повышения доверия к теориям заговора. Ученые пришли к своим выводам изложили в публикации для журнала PNAS Nexus.