Настоящему буддисту нигде ничего не принадлежит. С настоящим эзотериком всё сложнее. Мало кто из людей с «материалистичным» мышлением понимает эзотерические концепции. Рациональным людям они кажутся бредом. Но разбираться в них детально, наверное, не нужно. Naked Science попробует понять, зачем многие обращаются к эзотерике, почему так часто этим грешат психологи и почему подобные учения популярны в России.

Психологи относят религиозность и веру в мистику к магическому мышлению — убеждению человека в возможности влияния на мир через мысли или действия, обычно ритуальные. Это явление имеет прежде всего биологические причины, скрытые в мозге. В 2017 году нейрофизиологи из Северо-Западного университета обнаружили область коры больших полушарий: её повреждение повышает вероятность религиозного фундаментализма. представили в журнале Neuropsychologia.
Изучение данных около двух тысяч ветеранов Вьетнамской войны, получивших травмы головы в ходе боевых действий, показало: повреждение дорсолатеральной префронтальной коры головного мозга снижает гибкость мышления и открытость новому опыту, а также повышает религиозность человека.
Мозг и целеполагание у ветра
Ранее, в 2012 году, группа американских учёных… показалиПоражение вентральной области передней коры головного мозга уменьшает возможность человека скептически оценивать факты и делает его чрезмерно доверчивым. Религиозный фундаментализм скорее связан с пониженной способностью воспринимать новое, чем с неспособностью к скептической оценке явлений. Факты, которые могли бы поколебать веру, уходят мимо, делая взгляды непоколебимыми.
Доверие к духовным существам, богам, всему «духовному» — свойственно человеческому мозгу. Атеизм и материализм — противоязие этому состоянию. Развитие критического мышления требует усилий, подавления инстинктов. Почему дует ветер? Оттого что деревья качаются. Но есть более простое объяснение, которое проще для нашей психики: ветер дует потому, что ему так хочется, как будто это личность с волей и целью, подобно человеку.
Наш мозг сфокусирован на социальных взаимодействиях и предсказании поведения других людей.
Когда мы воспринимаем что-либо, стремимся понять цели и намерения.
Такая реакция заложена в нас природой и является нашим сильным стороной. Но этот навык применяется ко всему: к животным, растениям, природным явлениям.
Шимпанзиный бог и одна пугливая гусыня
Поверие во вмешательство каких бы то ни было потусторонних сил подвержено не только людям, но и животным! Этому доказывают знаменитые эксперименты американского психолога Берреса Скиннера с голубями. Он прославился тем, что помещал голодных птиц в специальные ящики, которые были устроены так, что через определенные промежутки времени в них поступала порция еды. Это никак не было связано с поведением голубя. В ожидании пищи пернатое занимало себя каким-нибудь делом, например махало крыльями, ходило из стороны в сторону или тыкало клювом в угол ящика. Во время одного из таких занятий в ящик рано или поздно поступал корм.
Шесть из восьми птиц сочли, что получение еды зависит от их действий: для получения пищи нужно махать крыльями или долбить клювом стенку ящика. Даже после прекращения подачи корма голуби продолжали выполнять свои «ритуалы», ожидая еды. Подобные эффекты могут наблюдать и владельцы собак.
Многие животные моментально и быстро связывают свои действия с получением вознаграждения.
Например, моя собака знает: если наступает вечер, за окнами темнеет, а я перестаю печатать, это означает прогулку. Если она заберет какой-нибудь предмет (например, ручку или платок), то для того, чтобы вернуть его (простите, я плохой кинолог), ей дадут угощение. Конечно, это просто рефлекс, но возможно, и наши «высокодуховные» чувства начинаются именно с таких простых реакций.
Ещё важно отметить, что у животных бывают обряды, никак не связанные с ожиданием награды. Например, в 2016 году все новостные издания… обсуждалиМеждународная команда учёных вела наблюдения за 34 группами шимпанзе в Западной Африке с помощью камер, размещённых в их естественной среде обитания в рамках проекта Pan African Programme: The Cultured Chimpanzee.
В течение нескольких лет исследователи зафиксировали 64 случая необычного поведения шимпанзе. Примат (обычно взрослый самец) подходил к дереву, некоторое время размышлял, затем приходил в возбуждение и с криком бросался камнями, иногда забрасывая камень в дупло или щель в стволе. Иногда шимпанзе просто лупил камнем по дереву. В результате возле него накапливалась куча булыжников. Подобное поведение напоминает ритуальные действия (основы религии), поэтому многие СМИ стали говорить о «проторелигии» обезьян, что возможно, хотя пока не доказано.
Конрад Ло́ренц, австрийский зоопсихолог и нобелевский лауреат, описал в книге «Агрессия, или Так называемое зло» историю Мартины — серой гусыни, которую он воспитывал с момента яйца. Он фактически стал для неё заменой родной маме. Когда Мартина подросла, Ло́ренц приучал её к самостоятельности. Одним из элементов этого был способ научить гусыню подниматься по лестнице на второй этаж дома (до этого ее носили туда). Первая попытка заманить Мартину на лестницу привела к тому, что она испугалась и бросилась к окну (в случае опасности гуси бегут на свет). В конечном счёте настойчивость Ло́ренца увенчалась успехом — Мартина начала подниматься по лестнице сама.
Удивительно то, что каждый раз перед этим она прогуливала в сторону окна, а лишь затем начинала карабкаться по ступенькам. С течением времени расстояние до окна сокращалось, и эти движения становились скорее символическими.
Однажды произошло страшное для гусыни и прекрасное для науки. Лоренц задержался за работой и забыл пустить Мартину в дом. Уже стемнело, когда ученый вспомнил о несчастной птице. Открыв ей дверь, он увидел перепуганную гусыню, которая бросилась в комнату и сразу на пять ступеней лестницы. Затем остановилась, вытянула шею, издала крик и расправила крылья. Лоренц смотрел на свою питомицу с удивлением. Мартина немного помедлила, а потом быстро спустилась по лестнице и пробежала весь путь до окна. Только после этого ритуала она смогла спокойно подняться по ступенькам. Возможно, выполнение привычного действия успокоило Мартину.

Пифагор и гадание на картах
В нас от природы присутствует склонность к вере в сверхъестественное, не важно, как это называть: верой в бытовые обряды, шаманизмом или более сложными религиозными системами. Эзотерика напоминает религию, но обычно исключает понятия греха, его искупления и т. п. В эзотерике присутствуют элементы разных областей: немного от религии (масонство, йога, каббала, суфизм), немного — от психологии и телесной терапии (йога), немного — от шаманизма (нумерология, астрология).
Понятно, почему многие психологи интересуются эзотерическими практиками: сам основатель аналитической психологии Густав Юнг был близок к подобным вещам. Аналитическая психология Юнга родственна психоанализу, но у нее есть и отличия. В основе ее лежит осмысление и интеграция глубинных сил и мотиваций, стоящих за поведением человека, через изучение снов, фольклора и мифов.
Хотя это нельзя назвать антинаучной ересью, с позиций критериев Поппера психоанализ можно отнести к лженауке. Впрочем, почти всю психотерапию (кроме медикаментозную) можно было бы исключить из практики. Ведь множество сложных психических процессов и связей крайне трудно доказать с научной точки зрения, но психологи наблюдают их в процессе терапии. Из-за размытой границы между наукой и эзотерикой последняя легко проникает в психотерапевтический процесс.
Должно признать, подобные практики реально действуют для многих. Причины такой эффективности неясны: возможно, тут работает эффект плацебо, неизвестные психологические феномены или проявления архаичной психики, о которой говорилось ранее. Религиозные верования тоже оказывают терапевтический эффект на своих последователей (хотя могут быть побочные эффекты, например, чувство вины за стремление жить для себя).
Если немедикаментозные методы психотерапии (гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, психоанализ, символдрама и др.) можно признать хоть частично научно обоснованными, то с эзотерическими практиками всё иначе. В целом это лженаука, которая может содержать как инструменты традиционной психотерапии, так и мистицизм, гадание на картах и религиозные убеждения.
В прошлом геометрия считалась знанием для немногих, подобно современным эзотерическим учениям. В связи с этим выдающихся представителей эзотерики порой причисляют к числу таких мыслителей, как Пифагор и Сократ, наряду с Калиостро и Кастанедой.
Дизайн человека и заряженная вода
Эзотерические учения выполняют те же функции, что и религиозные: помогают справиться с тревогой перед неизвестным, объяснить явления, найти смысл жизни, иногда — избавиться от страха смерти. В диссертации 2006 года «Тайноведение как культурно-исторический феномен современной России» кандидат философских наук Сергей Устинов приводит это наблюдение. отмечаетСовременный эзотеризм находит некорректные для себя корни в древних верованиях и мифологии, становясь тем самым своеобразным вариантом неоязычества.
Популярные нынче в России эзотерические концепции столь многочисленны, что едва ли кто захочет их сосчитать. В 90-е годы это были преимущественно гадалки и целители, подобные Кашпировскому, а сегодня на первый план вышли инфоцыгане с «дизайном человека» и коучи «личностного роста». здесьИ у йогов. Почти у каждого свое мировоззрение и собственное учение. Устинов полагает, что разнообразие эзотерических представлений в современной России обусловлено разрушением рациональности советской модели.

Понятно, что советская власть разрушила то, к чему люди привыкали веками: религию и религиозное мышление. Этот процесс похож на защитный механизм психики — вытеснение. Человек просто вытесняет в бессознательное неприятные, тревожные мысли и чувства. Создаётся иллюзия, что этих мыслей и чувств больше нет. На самом деле они остаются в бессознательном. Такой механизм хорошо работает при слабой интенсивности чувств, которые не нужно осознавать, но в случае сильного внутриличностного конфликта (когда сознание изо всех сил пытается их подавить) они рано или поздно вырываются наружу.
Например, в виде психосоматических заболеваний. Подобное явление как психосоматика тоже привлекло внимание «психологов-эзотериков», которые преувеличивают значение не вполне доказанного явления до гигантских размеров: если у человека обнаружили рак, то это означает, что он не пережил какую-то обиду. Считается, нужно простить и рак исчезнет. Надо ли говорить, насколько опасными могут быть подобные заблуждения? Пока человек героически «прощает» свою маму за отлупление в детстве, уходит драгоценное время для лечения болезни.
В СССР религия была вытеснена, но потребность в мистической картине мира не исчезла. Она оставалась подавленной до распада Союза, когда вновь проявилась. Однако это произошло не только по этой причине. 1990-е годы стали для многих периодом стресса, что способствовало возвращению к архаичным формам мышления. Советские люди утратили «большой смысл», который в СССР видели в достижении коммунизма. Им нужно было искать новые смыслы, и те, привыкшие к магическому мышлению, быстро их нашли. Кто-то вернулся к вере в бога, а кто-то обратился к эзотерическим течениям.