Дистанционное общение породило несправедливое суждение о собеседнике.

В ходе исследования учёными было выявлено, что во время виртуального общения участники чаще испытывают отрицательное предубеждение друг к другу. Многие выражения в заочной коммуникации понимаются иначе, чем в непосредственном общении.

Видеосвязь / © pxhere.com / Автор: Telestis Scaevinius

С приходом пандемии коронавируса в университетах активнее стали применять виртуальные классы и сервисы для видеоконференций. Даже при очном обучении студенты чаще предпочитают обсуждать задания не лично, а онлайн. Такое общение имеет отрицательные стороны. Например, из-за видеозвонков может снизиться креативность, а социальные сети Могут привести к несчастью и неуверенности. .

Ученые из университета имени Джорджа Вашингтона. обнаружилиУчастники онлайн-коммуникации часто испытывают негативное предубеждение друг к другу. Текстовые сообщения не всегда позволяют верно уловить интонацию и тональность. Нейтральные фразы могут казаться саркастическими или пассивно-агрессивными, а спешно написанный текст — резким и раздражительным.

Видеоконференции передают интонацию и мимику собеседника, но всё ещё не заменяют живое общение. Студентам из команд, которые мало знакомы друг с другом или почти не общаются вне учёбы, было труднее понимать идеи и преодолевать психологический барьер для уточнения. Это ухудшало производительность команды и качество её работы.

Студенты старших курсов одного университета по специальности «Менеджмент», работавшие над совместным проектом, находясь в разных местах, стали участниками исследования. Ученые не только наблюдали за взаимодействием студентов во время выполнения задач, но и обсуждали с ними возникшие коммуникативные сложности, давая советы.

Негативные эффекты виртуального взаимодействия удалось компенсировать, когда студенты стали анализировать ситуации общения.
В результате определили цели использования командных технологий, задачи обсуждений. Осознали возможность негативных предубеждений у участников и стали тщательнее формулировать текстовые сообщения или устные реплики. Внимание к трудностям онлайн-коммуникации улучшило обмен информацией и положительно повлияло на групповую динамику.

Авторы исследования, опубликованного в журнале Academy of Management Learning & EducationАвторы считают полученные результаты важными для сферы управленческого высшего образования. Выявленные негативные последствия виртуального общения касаются не только студенческих команд, но и работающих людей, сочетающих офлайновый режим и видеоконференции. Более того, участникам опосредованной коммуникации необязательно находиться далеко друг от друга: технологии общения могут снизить эффективность информационного обмена, даже если его участники находятся в одном офисе.

По мнению учёных, о трудностях общения в интернете важно знать руководителям образовательных и трудовых коллективов. На основании научных выводов подготовят практические советы для руководителей и создателей учебных материалов.