Детское и шимпанзе любопытство имеет общее происхождение

В человеке любопытство заложено генетически, и оно свойственно также приматам. Недостаточно изучено то, что движет живыми существами в желании исследовать неизвестное и восполнить нехватку информации. Группа ученых из США и Великобритании решила проверить на практике, как и к чему проявляют интерес маленькие дети и взрослые обезьяны, наблюдая за поведением себе подобных.

Шимпанзе так же интересуются поведением своих близких, как и дети.

Причины интереса к наблюдению за поведением других остаются неизученными. Группа психологов и антропологов провёл три эксперимента, каждый из которых включал две целевые группы: 27 взрослых (от 17 до 40 лет) и 30-32 детей от четырех до шести лет.

Ученые выяснили: участникам интереснее наблюдать за взаимодействием себе подобных или одиночкой. Обеим группам показывали видео на двух планшетах в деревянном коробе. Один демонстрировал ролики с обезьянами или людьми, играющими, враждующими, ухаживающими друг за другом. Второй — записи с одним персонажем (остальное обрезано). И зрители, и дети проводили больше времени за просмотром социальных сцен, старались открыть дверцу ящика шире.

Ученые считают, что большая часть участников эксперимента интересуется информацией о социальных связях и моделях поведения, а также её объёмом. Из диалогов можно узнать больше о героях и характере их взаимоотношений, чем из монологов.

Во втором испытании исследователи выяснили, готовы ли участники отдать лакомство или игрушку за получение «социальной» информации. Шимпанзе должны были выбрать между семенами джекфрута и возможностью посмотреть социальное видео, а дети — между шариком и просмотром. В итоге маленькие дети и самцы приматов чаще предпочитали ролики вознаграждению. Дети постарше жертвовали шариками в пользу несоциальных сцен, а самки шимпанзе выбирали угощение. Статистика показала, что дети младшего возраста и самцы шимпанзе больше других проявляют любопытство к обществу.

В третьем эксперименте ученые пытались выяснить, к какому виду взаимодействия участники проявляют больший интерес: с положительной или отрицательной эмоциональной окраской. Шимпанзе не показали предпочтений в этом вопросе, в отличие от детей. Интересно, что мальчики с возрастом проявляли больше интереса к конфликтным ситуациям, а девочки независимо от возраста — к созидательным сценариям.

В секундах количество времени, которое шимпанзе и дети затратили на просмотр «социальных» роликов (светло-зеленый ящик) и «несоциальных» видео (темно-зеленый ящик), при этом испытания для шимпанзе длились одну минуту, а для детей — полминуты.

Исследователи обнаружили, что механизм социального любопытства у людей и приматов на ранних этапах развития идентичен. Интерес к действиям других — наследие общего предка, жившего миллионы лет назад. Наблюдение за общением в социуме помогает строить и понимать отношения. В будущем можно изучить это явление у молодых животных разных культур, а также протестировать бонобо и орангутанов.

Изучение факторов, определяющих любопытство, а также его различий в зависимости от вида, пола или возраста, поможет пролить свет на эволюцию данного свойства. Психологи отмечают, что любопытство имеет адаптивный характер, способствует обучению и уменьшает неопределенность.

Научная работа опубликована в журнале Труды Королевского общества по биологическим наукам .

Елена Андреевна
46 статей
Автор пишет о психологии, социологии и других гуманитарных науках. Изучает мотивацию, восприятие, общение и групповое поведение.