Исследования ученых продемонстрировали, что общение родителей с детьми на упрощенном языке способствует более быстрому усвоению ими новых слов.
Мы бессознательно меняем манеру общения с младенцами, используя более высокий тон, замедляя речь, произнося слова протяжно и с большей выразительностью, а также активно используя артикуляцию. Это существенно отличается от ровной, монотонной речи, характерной для общения взрослых. Даже мимика претерпевает изменения: рот приоткрывается шире, брови поднимаются, а губы чаще растягиваются в улыбке.
Ранее было установлено, что младенцы проявляют значительно большую концентрацию внимания, когда с ними разговаривают в определенной манере, и явно демонстрируют склонность к такому общению. Это утверждение справедливо как для детей, владеющих одним языком, так и для тех, кто осваивает сразу два. Однако дело не только в предпочтениях: выяснилось, что подобный способ речи имеет и ранее не выявленную функцию – он способствует овладению младенцами навыками воспроизведения звуков.
Когда взрослые имитируют речь младенцев, воспроизводя звуки так, будто у них меньше возможностей для этого, они демонстрируют, каким образом подобные звуки могут быть произнесены. Это способствует не только лучшему восприятию речи у младенцев, но и стимулирует развитие двигательных навыков, необходимых для формирования звуков.
В Университете Флориды был проведен эксперимент, о результатах которого сообщается в Speech Language and Hearing. В исследовании приняли участие родители и их младенцы – приблизительно 60 пар, возраст детей составлял от шести до восьми месяцев. Малышей усаживали на колени родителям и воспроизводили звуки различной частоты, которые могут издавать взрослые люди с развитой речью или маленькие дети.
На экран выводилось изображение, которое позволяло младенцу определять, когда и как долго будет воспроизводиться звук. Исследователи фиксировали продолжительность прослушивания каждого из двух звуков, чтобы установить, какой из них вызывал больший интерес. Малыши больше внимания уделяли тем звукам, которые напоминали их собственные голоса. Однако в возрасте от четырех до шести месяцев подобные различия не наблюдались. Таким образом, способность контролировать собственную речь и выделять звуки речи из невнятной болтовни формируется уже в возрасте шести-восьми месяцев.