Несмотря на быстрый рост и развитие маленьких детей, ученые Гарвардского университета обнаружили, что трёхлетние малыши ещё не могут оценивать разные варианты при принятии решений.

Представьте: вам дали три контейнера (один отдельный, два рядом) и известно, что в них по двое вознаграждений: одно в отдельном, второе — в одном из парных. Логика подсказывает выбрать одиночный контейнер, чтобы увеличить шанс выиграть, — так поступает взрослый. Ребенок же примерно в половине случаев выберет один из парных, возможно пустого.
В результате исследований когнитивные психологи делают вывод… Гарвардского университетаВ США маленькие дети не понимают выражение «может быть». Потому они не могут представить, что один из двух контейнеров может содержать награду, а может и нет. Двухлетние малыши по данным предыдущих исследований в 50 процентах случаев выбирают нелогично, у трехлетних шанс «мудрого» выбора повышается до 60 процентов.
Для выяснения того, что побуждает детей при выборе контейнера, учёные провели три эксперимента. В первом эксперименте психолог попросил трёхлетних детей выбрать один контейнер из пары — одиночного и парного, чтобы определить процент «мудрых» выборов.
Во втором эксперименте детям предложили выбросить один из контейнеров и получить содержимое оставшихся двух. Малыши проявили логическое мышление и в 90 процентах случаев выбрали выбросить один из парных контейнеров, повышая шансы на успех.
В третьем эксперименте детям предлагалось выбросить один из контейнеров и выбрать один из двух оставшихся. Вначале дети повторяли выбор предыдущего эксперимента — надежно выбрасывали один из пары контейнеров. При выборе оставшегося контейнера логика вновь не работала: в половине случаев дети указывали на оставшийся парный контейнер, хотя в нём награды могло и не быть.
Многие малыши пока не могут принимать решения, думая о всех вариантах, и порой действуют рационально, а порой – случайным образом.
Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.