Раннее увлечение гаджетами связано со снижением самоконтроля у детей

Использование смартфонов и планшетов в раннем возрасте может негативно сказаться на способности детей контролировать свое поведение.

Исследование, проведенное учеными из Калифорнийского университета в Дэйвисе, указывает на необходимость более пристального контроля за использованием компьютеров и смартфонов детьми раннего возраста. В первую очередь, не рекомендуется знакомить дошкольников с этими устройствами в слишком раннем возрасте. Статья об этом опубликована в Журнал Американской медицинской ассоциации. Педиатрия.

В ходе исследования были оценены навыки, способные предсказать достижения в учебной деятельности и социальном взаимодействии, а также физическое и психическое благополучие растущего человека. К ним относятся умение управлять собой и способность к планированию, а также возможность контролировать собственные мысли, действия и эмоции.

В течение примерно двух с половиной лет исследователи наблюдали за 56 детьми в возрасте от 32 до 47 месяцев, а также проводили опросы среди их родителей. Набор детей для участия в эксперименте осуществлялся посредством распространения информационных объявлений на детских мероприятиях.

В ходе индивидуальных сеансов, которые длились 90 минут, исследователи просили детей выполнить десять упражнений, направленных на оценку саморегуляции. Эти упражнения включали в себя, например, построение башни из кубиков, медленное передвижение в течение заданного периода и задания, требующие отсрочки удовлетворения, такие как просьба подождать с распаковкой подарка до возвращения исследователя).

Анализ показал, что у детей, начавших использовать мультимедийные устройства (планшеты, смартфоны, телевизоры) в раннем возрасте и проводящих с ними больше времени, уровень саморегуляции оказался ниже. Несмотря на то, что умеренное использование гаджетов может быть полезным для ребенка, исследователи убеждены, что полученные данные подтверждают необходимость ограничения использования мобильных устройств детьми».

Оценку времени, которое дети проводят, используя мультимедийные устройства, проводили на основе опросов родителей. Результаты показали, что средняя продолжительность использования экранов не связана с уровнем дохода семьи. Однако в семьях с более высоким достатком дети начинали пользоваться смартфонами и планшетами в более раннем возрасте.

Помимо отрицательного воздействия на формирование личности детей, существуют и другие основания для уменьшения времени их использования смартфонов и планшетов. Возможность использования мобильных устройств в любых условиях, например, в очереди в продуктовом магазине, — по словам ведущего автора исследования Аманды К. Лоуренс, — постоянное взаимодействие с экранами препятствует формированию здоровых отношений с родителями и усвоению навыков саморегуляции, необходимых для полноценного развития».

Данная работа представляет собой предварительный этап более широкого исследования, направленного на выявление влияния электронных устройств на психическое и психологическое развитие детей. В качестве рекомендации авторы считают, что родителям следует проявлять особую осторожность и ограничивать время, которое дети проводят перед экранами.