Дети откликнулись на чужую боль до начала разговора

В возрасте девяти месяцев малыши еще не владеют речью, однако уже могут утешить маму, проявляя сочувствие, если ей нехорошо. Новое исследование, проведенное учеными, продемонстрировало, что младенцы реагируют на чужую боль значительно раньше, чем считалось ранее. При этом установлено, что это справедливо для детей из разных культур.

Долго считалось, первые признаки сочувствия, такие как способность понимать и разделять чувства других людей, обычно проявляются у детей не раньше достижения ими годичного возраста. К примеру, в возрасте 12 месяцев ребенок может заплакать, если замечает, что кто-то рядом испытывает расстройство, а к полутора годам он может попытаться оказать поддержку. Данные выводы сделаны на основе исследований, которые в основном проводились в западных странах, где дети воспитываются в семьях с небольшим количеством детей и получают много внимания от родителей, а также окружены игрушками.

Как проявляется сочувствие у детей, выросших в других культурных средах, где воспитанием занимается не только семья, но и все общество, а проявление эмоций считается нежелательным? Попытку ответить на этот вопрос предприняла международная группа психологов во главе с Карло Вреденом ( Carlo Vreden) из Института образовательных исследований и информации, входящего в состав Ассоциации Лейбница в Германии.

Изучив этот вопрос, специалисты и их коллеги поставили перед собой задачу определить, в какой момент у ребенка формируется способность к сопереживанию. В рамках исследования ученые наблюдали за поведением младенцев, представляющих различные культурные группы — из Великобритании и Уганды.

Для проведения исследования ученые привлекли 49 пар мать — ребенок из британского Йорка и 44 пары из сельских районов Уганды. В возрасте девяти и 18 месяцев детям показывали короткую сценку: взрослый (либо мать, либо посторонний исследователь) имитировал травму пальца, ударив молотком, или наступал на предмет мебели, после чего демонстрировал признаки боли — морщился, потирал ушибленное место, восклицал «ой!». Цель взрослого состояла в том, чтобы создать видимость получения травмы. В контрольной группе взрослый сохранял невозмущенное выражение лица.

Затем исследователи внимательно следили за реакцией ребенка, отмечая изменения в его мимике, стремление приблизиться к взрослому и попытки оказать поддержку. К таким проявлениям относились объятия, поглаживания и другие формы физического контакта, предназначенные для утешения.

Исследования выявили, что младенцы в возрасте девяти месяцев, которых традиционно не считают способными к осознанному сочувствию, уже проявляют его признаки. В ходе эксперимента было установлено, что 32 процента угандийских и 29 процентов британских младенцев пытались облегчить состояние «пострадавшего», выражая это объятиями или прикосновениями. До этого момента подобные признаки сочувствия отмечались только у годовалых детей из Западной Европы и США. В контрольных сценариях, где не было проявлений дистресса, такие попытки были практически невозможны — в менее чем трех процентах случаев.

Озабоченность в ходе эксперимента продемонстрировали 67% участников. Примечательно, что продолжительность этого состояния не была связана с культурными различиями: как угандийские, так и британские дети в среднем 12 секунд из 40-секундного эксперимента фокусировали взгляд на «пострадавшем», проявляя заметное сочувствие.

К возрасту 18 месяцев число детей, демонстрирующих сочувствие, увеличилось вдвое: до 41 процента среди детей из Уганды и 39 процентов среди детей из Великобритании. При этом большинство из них отдавали предпочтение тактильному контакту — 78 процентов обнимали или поглаживали взрослого.

Результаты эксперимента показали, что культурные различия оказали незначительное влияние на способность к сопереживанию, что свидетельствует о том, что это эволюционный механизм, присущий всем людям. Тем не менее, исследователи выявили некоторые особенности: британские дети чаще демонстрировали реакцию до того, как взрослый озвучивал «боль» (они обращали внимание на выражение лица), а угандийские — после того, как были получены словесные подсказки. Данная особенность может быть обусловлена различиями в методах воспитания: в Уганде больше внимания уделяется уважению и послушанию, в то время как в Великобритании — эмоциональной открытости и независимости.

Вреден и его коллеги высказали предположение, что если ребенок в возрасте девяти месяцев демонстрирует продолжительное хмурение или беспокойство при виде чужой боли, то к полутора годам он будет чаще проявлять утешение. Иными словами, длительная реакция беспокойства, проявляющаяся в девять месяцев, должна со временем трансформироваться в активную помощь. Однако, установить такую связь исследователям не удалось. Они сделали вывод о том, что невозможно спрогнозировать, будет ли ребенок утешать в полтора года, основываясь исключительно на его мимике в девять месяцев. Психологи считают, что эти два навыка — эмоциональный отклик (мимика) и действие (утешение) — могут формироваться независимо друг от друга.

Результаты исследования свидетельствуют, что основы эмпатии закладываются очень рано, но складываются в полноценное сочувствие постепенно. По словам авторов научной работы, чтобы ребенок мог сочувствовать, ему нужно сначала научиться распознавать эмоции других и понимать, что чужая боль — не просто шум или изменение выражения лица. Важно учить ребенка не только сопереживать, но и действовать — показывать, как можно помочь, поощрять добрые поступки.

Далее исследователи намерены установить, каким образом социальное окружение и устоявшиеся обычаи воздействуют на проявление сочувствия у детей в раннем возрасте. В рамках расширения исследования планируется добавить информацию, полученную из азиатских и южноамериканских стран.

Научная работа опубликована в журнале PLOS One.