Среднестатистический семилетний житель Европы проводит у экрана гаджета больше года из своей жизни, а восемнадцатилетний — уже более четырёх лет. Но насколько же смартфон страшен, как его рисуют? Всё зависит от того, чем ребёнок занимается, глядя в экран.

Вопрос о целесообразности предоставления малышам гаджетов остается открытым как для родителей, так и для исследователей.
Было – стало
Жизнь молодых людей сегодня сильно отличается от жизни предыдущих поколений. Чтобы понять это, достаточно сравнить ключевые этапы развития ребенка: как ему проводилось время десять или двадцать лет назад, и чем сейчас.
Первый этап – младенчество – начинается с рождения и продолжается до одного-полутора лет. В этот период для ребенка важнее всего эмоциональное общение с матерью или замещающим ее взрослым. Именно тогда формируется базовое доверие к миру или недоверие, а также развивается мелкая моторика. Изменений на этом этапе немного, разве что современные дети более ограничены в движениях и перемещении по сравнению с детьми прошлых лет: их стараются помещать в манежи, фиксировать, много времени они проводят в машине.
Чтобы малышу, закрепленному в детском кресле, не было грустно, дается гаджет. Такое же происходит, например, в очереди в больницу. Так проходит первое знакомство.
В возрасте от полутора до трех лет интенсивно развиваются речь, внимание, мышление и восприятие. В это время ребенок изучает окружающий мир. Важно привлекать его к домашним делам, наблюдать за природой вместе, как это делали дети в прошлом. Сейчас многие больше смотрят мультики на планшете, чем играют в песочнице.
Следующий период развития (дошкольное детство) длится до шести лет и направлен на формирование у ребенка не только речи, но и самоидентичности через игры, общение и занятия с предметами. Ранее мальчики дошкольного возраста проводили время с отцом на рыбалке или в гараже, девочки помогали маме готовить или играли в куклы. В настоящее время гаджеты всё чаще входят в жизнь детей этого возраста. По данным ЮНЕСКО, 93 процента малышей трех-пяти лет смотрят экран 28 часов в неделю, то есть около четырех часов каждый день, что значительно превышает время общения со взрослыми.
Статистика развития речевых способностей не радуют. В середине 1970-х проблем с речью отмечалось у четырёх процентов детей в Европе. Сейчас эта цифра возросла до 25 процентов. Малышу недостаточно слышать речь с экрана телевизора или планшета – ему нужна тренировка, то есть непосредственное общение.
С шести до одиннадцати лет формируются интеллект, произвольное внимание и память, а также способность действовать по правилам. Ребенок стремится утвердиться, усваивает навыки общения, учится заводить друзей. В это время важно настольные развивающие и подвижные игрыИменно тогда ребенок может познакомиться и с электронными. Раньше так и было. Сейчас к этому возрасту ребенок не просто знаком с гаджетами, но и буквально пропадает в смартфоне.
Не для маленьких
В прошлом году канадские специалисты Шэри Медиган, Диллон Браун и Николь Расин из Университета Калгари завершили исследование интеллектуального развития детей. В исследовании, которое длилось пять лет, участвовали почти 2,5 тысячи детей из Канады (47,9% — мальчики). По итогам исследования выяснилось, что двухлетние дети проводили с гаджетами около 17 часов в неделю, трехлетние – 25 часов, пятилетние – 10,8 часа. Когнитивное развитие оценивалось при помощи теста ASQ-3, который выявляет прогресс в развитии у детей в возрасте от месяца до пяти лет.
Ученые пришли к выводу: если дети в возрасте двух-трех лет будут сидеть перед экраном слишком долго, то развитие их интеллектуальных способностей может замедлиться до трех-пяти лет. Исследователи не обнаружили обратной связи – значит, низкий уровень интеллекта изначально не приводит к тому, что ребенок проводит больше времени у экрана.
«Развивалки» не работают
Индийские ученые из Технологического института (Нетеджи Сабхас и Савита Ядав) провели исследование влияния развивающих YouTube-видео на детей в возрасте от шести месяцев до двух лет. Исследование завершилось годом ранее. Ребенка в этот период учат новым словам и их использованию через игры, общение с родителями или чтение им книжек. Подобную цель преследуют и видео, а также развивающие игры.
В исследовании приняли участие 55 детей (в начале им было не более полугода, к концу пяти лет). Выяснилось, что обучающий эффект видео сомнителен: малыши запоминали новые слова только после произношения их родителями. Интеллектуального развития не наблюдалось. Специалисты отметили, что дети отдавали предпочтение бессмысленным видео: красочной рекламе, роликам с игрушками и воздушными шарами или танцорами. Ученые пришли к выводу, что развивающие передачи, мультфильмы или игры не вносят вклад в развитие ребенка, не могут научить его чему-то новому, а способны лишь развлечь и отвлечь.
Гаджеты: 6+
Нет определённого возраста, когда стоит знакомить ребёнка с планшетом или смартфоном, однако до шести лет лучше ограничивать это взаимодействие. Важно также учитывать, как родители сами относятся к гаджетам: ребёнок копирует поведение взрослых и стремится быть похожим на них. Если родители постоянно используют телефон, малыш запомнит это и может считать гаджет запретным плодом, ведь получить его нельзя, но очень хочется.
Когда станет возможным (и это неизбежно произойдет), возможно наступление страшного события: ребенок начнет компенсировать все, что по его мнению недополучил. В итоге рискует стать крайне зависимым от этого предмета. Поэтому родителям также стоит ограничить свое времяпрепровождение с девайсом и полностью не лишать малыша знакомства с ним – в мире технологий это может лишь навредить. Но ограничивать их общение необходимо.
Педиатры советуют давать гаджет детям от года до двух лет не более чем на несколько минут в день. Малышам трех-четырех лет – до часа, дошкольникам и младшим школьникам (пять-десять лет) – от одного до полутора часов соответственно.
А что же подростки?
Психологи из Оксфордского университета провели исследование с участием более 355 тысяч человек, пытаясь понять связь между психическими отклонениями у подростков и использованием гаджетов. Ученые выяснили, что зависимость мала: всего около 0,4 процента. Почти такое же влияние оказывает потребление молока и картофеля. То, что действительно может пошатнуть психическое здоровье подростка, как выяснили ученые, — курение сигарет и марихуаны, а также драки и травля среди сверстников. Положительно коррелируют с психическим здоровьем полноценный сон, регулярный завтрак и употребление овощей и фруктов.
С другой стороны, целевое назначение гаджета для подростка имеет значение.
В январе 2016 года учёные из Техасского технологического университета в Люббоке опубликовали данные о связи видеоигр и склонности к самоубийству у подростков обоих полов. Выводы исследования: связь существует и значительна. Необходимо помнить, что самоубийство достаточно распространено среди американских подростков. В 2013 году в США число смертей от самоубийства среди студентов колледжей составило 4878 человек. 70 процентов американских подростков признаются в увлечении видеоиграми.
Влияние игры не так важно как время, которое дети проводят играя. Чем больше времени, тем хуже. Игры в жанре экшен могут связаны с риском склонности к суициду, но опять же всё зависит от количества времени, которое подросток тратит на игру.
Долгосрочное исследование ученых из Института человеческого развития общества Макса Планка, опубликованное в марте 2018 года, показало, что после двух месяцев ежедневной игры в GTA V агрессивность пользователей не повышается. Исследование проводилось среди взрослых: 48 женщин и 42 мужчин в возрасте 28 лет. Эксперимент показал отсутствие роста внутренней агрессии (склонности к самоуничтожению), а внешняя агрессия, направленная на окружающий мир, не увеличивалась. Другие исследования говорят лишь о краткосрочной внешней агрессии после таких игр. В целом эти люди не представляют большей угрозы окружающим, чем другие. Но речь идет об взрослых. По детям достоверных данных пока нет.
Социальные сети – зло
Результаты исследования, проведенного учеными Университета Южной Калифорнии под руководством Адама Левенталя и опубликованного годом ранее, также оказались печальными. В течение двух лет наблюдались 2587 подростков (средний возраст — 15,5 года). У тех, кто редко пользовался интернетом, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) наблюдался в пяти процентах случаев, а у тех, кто часто заходил в Сеть (от 12 до 14 раз в день), — в 11-16 процентах случаев. Больше всего синдром дефицита внимания характерен для пользователей, предпочитающих социальные сети среди всех интернет-активностей.
Важно помнить, что СДВГ — серьезное состояние, влияющее на синтез «гормонов счастья» – нейромедиаторов серотонина и дофамина. Дети с этим синдромом испытывают сложности с концентрацией внимания и проявляют импульсивность.
Авторы статьи указывают на связь между СДВГ и интернет-зависимостью, но считают её слабой и требуют дополнительных исследований для подтверждения. Ученые из Пенсильванского университета под руководством Мелиссы Хант опубликовали статью о том, что сокращение времени в соцсетях до 30 минут в день помогает снизить чувство одиночества, уменьшает симптомы депрессии и тревожности.
Выборка насчитывала всего 143 человека: одна группа ограничила времяпровождение в соцсетях на протяжении трех недель, другая пользовалась ими как обычно. Самочувствие улучшилось у первой группы. В исследовании участвовали студенты, но есть предположение о том, что аналогичные результаты могут наблюдаться и у подростков.