Дети алкоголиков

Какие особенности свойственны детям, воспитывающимся в семьях с алкоголезависимыми родителями, и почему поведение «козлов отпущения» часто характеризуется бунтарством? Рекомендации для взрослых о том, как помочь ребенку, растущему в семье, где один из родителей страдает алкоголизмом.

Важно сразу отметить, что эти типы – всего лишь ориентировочная модель личности, ведь каждый человек неповторим. Их объединяет одно – склонность к сокрытию проблем и опасение поделиться ими со своими ровесниками, они не решаются обсуждать их даже с трезвым родителем, например, с матерью. В семьях, где есть алкоголик, часто действует негласный запрет на разговоры об этом. Дети, выросшие в таких семьях, стесняются приглашать друзей в гости, так как предвидят: «Сегодня отец снова будет пьян и начнет кричать/наносить удары/оскорблять и т.д.».

Семейный герой

Этот ребенок, часто не осознавая этого, становится предметом гордости для семьи. Он демонстрирует выдающиеся успехи, примерное поведение и послушание, придерживается установленных правил и прилагает усилия в учебе и работе ради похвалы. Кроме того, он заботится о близких и выстраивает отношения с друзьями, братьями и сестрами, проявляя черты, свойственные родителю или руководителю.

В глубине души этот персонаж демонстрирует неадекватность и испытывает сильное чувство вины. У детей часто встречается бессознательное принятие ответственности за действия родителей, даже если их никогда в этом не обвиняли: например, «Папа пьет, потому что я плохой». Они еще не способны осознать, что употребление алкоголя отцом вызвано его собственными проблемами или, возможно, является следствием его недостатков (NS). Подобный ребенок чувствует глубокую изоляцию, опасается утраты контроля и болезненно реагирует на критику.

Как следует поступать с таким ребенком взрослым (родителям, учителям, родственникам, знакомым)? Прежде всего, необходимо проявлять больше внимания, когда ребенок сталкивается с неудачами (например, получает плохую оценку в школе). Во-вторых, важно разделять самооценку ребенка и его достижения: «Мы любим тебя не за хорошие оценки, помощь по дому или заботу о младших братьях, а просто потому, что ты есть». В-третьих, необходимо дать ребенку осознать, что совершать ошибки можно, невозможно представить жизнь без них, важно не само наличие ошибки, а умение ее исправить, и даже если что-то не получается, он по-прежнему остается умным, способным и, самое главное, любимым вами человеком.

Взрослому не стоит доминировать в разговоре с ребенком, когда говорит только один человек; необходимо избегать того, чтобы всегда первым давать ответы на его вопросы; не следует позволять ребенку оценивать свою ценность исключительно через его успехи.

При условии, что ребенок получит своевременную поддержку от взрослого и, возможно, психолога, он имеет потенциал вырасти в успешного лидера, способного справляться с неудачами, обращаться за помощью и нести ответственность за свои действия. В противном случае, «семейному герою» может предстоят отношения с человеком, нуждающимся в постоянной поддержке, трудоголизм, хроническое напряжение, связанное с перфекционизмом, и ощущение вины за чужие ошибки. Несомненно, подобное существование не принесет счастья и, вероятно, негативно скажется на его здоровье.

Козел отпущения

Бессознательная роль позволяет отвлечь внимание химически зависимого человека. Такой ребенок может проявлять враждебность, неповиновение, бунтарство, резкость и холодность, что существенно затрудняет установление с ним контакта; он склонен обвинять окружающих и часто заключает союзы со сверстниками, которые иногда могут быть асоциальными и привести к формированию преступных группировок. В то же время, внутри ребенок переживает боль, чувство вины, отвержение и злость.

Взрослому следует объяснять ребенку, когда его поведение неприемлемо; поддерживать его, когда он проявляет ответственность за свои действия; устанавливать границы, определять ясные правила и обязанности (в доме, школе и других местах); разъяснять ребенку, к чему приводят его поступки. Важно проявлять последовательность и неукоснительно соблюдать установленные правила.

Не стоит проявлять жалость к ребенку, часто менять свое отношение к нему, предоставлять ему необоснованную власть, поддерживать претензии третьих лиц в отношении него, а также воспринимать его поведение как отражение собственных качеств (например, при жалобах от учителей или других родителей).

Получив необходимую и своевременную поддержку, человек, ранее считавшийся «козлом отпущения», способен стать ценным консультантом. Он освоит навыки выражения эмоций социально приемлемым образом и научится обращаться за помощью при возникновении трудностей. В противном случае, отсутствие адекватной помощи может привести к тюремному заключению, злоупотреблению алкоголем и/или наркотиками, а также к проблемам в образовании и трудовой деятельности.

Шут

Его функция – развлечение и создание комичной атмосферы. Он внешне проявляет клоунаду, детскость, задор, повышенную активность и стремление быть в центре внимания. Однако внутри его душа охвачена страхом, тревогой и отсутствием уверенности.

Взрослым стоит требовать от ребенка ответственности за неприемлемое поведение, воспитывать ее, доверяя значимые задачи, поддерживать уместный юмор и настаивать на зрительном контакте во время разговора: «Пожалуйста, смотри мне в глаза, когда мы общаемся».

Важно поддерживать смех ребенка, а не высмеивать его.

При своевременной и эффективной поддержке такой ребенок способен вырасти в общительного и веселого человека с развитым чувством юмора, умеющего проявлять заботу о себе. В противном случае, его могут ожидать проблемы со здоровьем, вызванные стрессом, и он рискует остаться незрелым и безответственным.

Потерянный ребенок

Этот ребенок неосознанно приносит облегчение. Тихая и послушная девочка может стать таким облегчением для жены алкоголика. Именно поэтому такие дети часто очень тихие и застенчивые, они любят уединение, избегают стрессов и конфликтов, склонны привязываться к предметам, а не к людям, и у них немного друзей.

Внутренне ребенок может ощущать свою незначимость, испытывать боль, гнев, тревогу и чувствовать себя отвергнутым.

Взрослым следует обращать внимание на детей, которых сложно узнать по имени или внешности, поскольку они часто остаются незамеченными; важно устанавливать личный контакт с такими детьми; необходимо отмечать их положительные качества и поддерживать развитие способностей; помогайте детям налаживать связи с другими; стимулируйте их к совместной работе в небольших командах.

Не стоит позволять ребенку оставаться в изоляции, избегая его включения в учебный процесс, например, не вызывая к доске или игнорируя его вопросы. Также нежелательно, чтобы другие дети брали на себя роль опекуна, говоря и отвечая за ребенка вместо него.

Полученная в будущем поддержка может способствовать развитию талантов и творческих способностей ребенка, а также раскрытию его богатого воображения. В противном случае, отсутствие необходимой помощи может привести к потере интереса к жизни, возникновению серьезных психологических проблем, социальной изоляции и даже преждевременной смерти.