В последнее время вопросы взаимодействия пользователей с устройствами все чаще связаны с уведомлениями. Считается, что именно они являются основной причиной стресса и приводят к постоянным отвлечениям. Однако исследования показали, что звуковые сигналы, издаваемые телефоном, практически не влияют на частоту его использования.
В рамках недавнего исследования участники в течение трех дней фиксировали на видео свою ежедневную рутину. Анализ полученных данных показал, что в 89% случаев взаимодействие с мобильными устройствами начинали сами пользователи. В то же время, уведомления привлекали внимание владельцев телефонов лишь в 11% ситуаций. Эти результаты ставят под сомнение устоявшееся представление о том, что гаджеты, требующие активного использования, отвлекают людей и снижают их эффективность.
Для многих участников эксперимента подобные результаты стали неожиданностью. Некоторые добровольцы, пересматривая видеозаписи, констатировали, что не помнят, как держали в руках смартфон. Эти действия носили автоматический, почти рефлекторный характер и происходили без каких-либо уведомлений, побуждающих к ним.
Подробное описание исследования опубликовано в рецензируемом журнале Computers in Human Behavior. Исследование было проведено специалистами из Департамента психологических и поведенческих наук Лондонской школы экономики и политических наук. В эксперименте приняли участие 37 добровольцев, представляющих Великобританию, Германию и Францию. Возраст участников в среднем составлял 25 лет, при этом мужчин было немного больше, чем женщин.
В рамках исследования добровольцы в течение трех дней использовали небольшие камеры, прикрепленные к одежде, осуществляя съемку около пяти часов ежедневно. В результате у исследователей оказалось более 200 часов видеозаписей от первого лица пользователей смартфонов, сделанных в реальных ситуациях. В общей сложности было зафиксировано 1130 взаимодействий с устройствами, и анализ этих данных позволил получить следующую информацию.
В среднем, пользователи включали свой смартфон каждые 291 секунду (менее пяти минут), а средняя продолжительность взаимодействия составила чуть больше минуты – 64 секунды. Около половины этих взаимодействий занимали 23 секунды или меньше. Наиболее распространенными действиями, выполняемыми участниками исследования, было использование мессенджеров WhatsApp (проверка экрана блокировки для получения информации о новых уведомлениях или времени (22%), использование социальных сетей (17 Instagram (16%) и Facebook с Messenger (хотя смартфоны все еще принято называть телефонами, звонки составляли менее чем 1% от общего числа взаимодействий с ними.
Помимо этого, ученые сделали ряд других заслуживающих внимания открытий. Было установлено, что электронные письма для участников эксперимента имели наибольшую значимость, поскольку именно им уделялось основное внимание. Групповые чаты, напротив, почти всегда оставались без внимания: сообщения в них чаще других отбрасывались без прочтения. Также было замечено, что время взаимодействия пользователей с мобильными устройствами увеличивалось, когда они находились в одиночестве или дома. В свою очередь, использование гаджетов сокращалось в присутствии других людей и на рабочем месте. В заключение, исследователи отметили характерную черту интерфейсов с непрерывной прокруткой. Когда контент можно просматривать, бесконечно прокручивая страницу социальной сети, время взаимодействия заметно увеличивается.
Данная работа, несомненно, имела свои ограничения. На достоверность полученных данных могли повлиять сами участники, даже если они не осознавали этого. Учитывая приоритет права на неприкосновенность частной жизни, добровольцы могли прервать запись в любой момент или удалить уже отснятые видеоматериалы. Определить, сколько взаимодействий со смартфонами осталось не зафиксированными и каков был их характер, не представляется возможным.
В заключение исследователи подчеркивают важность создания более тщательно разработанных интерфейсов для программного обеспечения и операционных систем. Оптимизация уведомлений, как выяснилось, не имеет практической ценности, поскольку они не отвлекают пользователей и не влияют на частоту их действий. Естественно, разработчикам хотелось бы, чтобы их продукты пользовались непрерывным вниманием. Однако, клиент, заботящийся о своём здоровье, ценнее, чем зависимый, и может приносить большую прибыль.
Участники эксперимента сами выразили обеспокоенность, получив результаты: им стало некомфортно от осознания того, что многие взаимодействия со смартфоном происходили неосознанно.