Читатели в комментариях к новостям указывают на недостоверную информацию и корректируют ошибки журналистов. Согласно исследованию, такое взаимодействие негативно сказывается на доверии аудитории к публикациям.
Многие пользователи в сети ощущают большую свободу и чувствуют себя более защищенными, чем в реальном мире пробуют новые способы самовыражения, другие позволяют себе токсичное поведение или сплетничают о бывших кумирах. По данным недавнего исследования, все больше людей становятся менее требовательными при выборе источников информации.
Ученые из Эксетерского университета (Англия), Цюрихского университета (Германия), Дэвидсон-колледжа (США) и Университета Юты (США) установили, что восприятие новостей как точных и достоверных снижается у пользователей, когда они видят комментарии, указывающие на ошибки журналистов. Научную статью опубликовал журнал Communications Psychology.
В эксперименте, проведенном учеными, участвовали более 6600 человек. Из них 1944 интернет-пользователя жили в Великобритании, 2467 — в Италии, а также 2210 — в Германии. Респонденты были приглашены оценить правдивость новостей по трем темам: здоровье, климат и технологии.
В исследовании использовались информационные посты из социальных сетей X (бывший Twitter ( последние два ресурса принадлежат компании Meta, которая внесена в реестр террористов и экстремистов и запрещена в России. — Прим. ред. ).
Участникам эксперимента был предоставлен набор новостей, включающий как проверенные, так и недостоверные. Респонденты оценивали каждую новость, указывая уровень доверия и предполагаемую точность, а также определяли, насколько вероятно они бы поставили «лайк» или поделились ею со своими подписчиками. Под некоторыми публикациями, использованными в эксперименте, были размещены комментарии, содержащие информацию о неточностях. Эти комментарии отличались по объему и детализацией аргументации, а некоторые из них включали ссылки, подтверждающие точку зрения автора комментария.
Согласно результатам исследования, маркировка новости как ложной посредством комментариев приводит к снижению доверия: участники эксперимента в присутствии таких комментариев реже оценивали содержание как достоверное. Для возникновения данного эффекта было достаточно даже кратких сообщений, состоящих из нескольких слов, в которых утверждения пользователя не подкреплены ни собственными аргументами, ни ссылками на авторитетные источники.
Полученные результаты демонстрируют, что борьба с дезинформацией в сети не так проста, как кажется: маркировка новостного материала как недостоверного может быть эффективной мерой. Однако существует риск, что подобной отметкой могут снабдить и сообщения о реальных событиях. В результате участники эксперимента стали сомневаться в достоверности проверенной информации, доверяя и таким комментариям.
Ученые утверждают, что проведенное исследование подчеркнуло значимость медиаграмотности в нынешних условиях. Для успешной навигации в информационном пространстве людям требуется уметь определять достоверность источников, различать факты и субъективные оценки, а также проверять информацию самостоятельно.