Согласно результатам исследований, всего 15 минут, потраченные на чтение глянцевых журналов, могут повлиять на представление об идеальных пропорциях тела. Эксперты полагают, что такое воздействие способно негативно сказываться на самооценке и приводить к психологическим проблемам.
Многие полагают, что повсеместное присутствие изображений стройных топ-моделей в рекламе и в сети оказывает воздействие на общепринятые представления о красоте и может приводить к тому, что женщины начинают негативно оценивать свою внешность. Тем не менее, сложно однозначно определить степень этого влияния, поскольку городские жители с детства постоянно видят подобные фотографии.
Для того чтобы установить истинность или ложность данного факта, исследователи провели изучение в нескольких деревнях, расположенных на побережье Москито в Никарагуа. В этих населенных пунктах отсутствует электроснабжение, что означает, что их жители в незначительной степени подвергаются воздействию телевидения и Интернета. Перед тем, как электричество появится в этом регионе, ученые попытались выяснить, оказывают ли современные медиаустановки влияние на самооценку.
В исследовании приняли участие 40 женщин и 40 мужчин в возрасте от 16 до 78 лет. На начальном этапе работы исследователи попросили участников создать представление об идеальной женской фигуре с помощью специализированной компьютерной программы. Программа позволяла выбирать тип фигуры («груша» или «песочные часы») и изменять вес тела. Затем участникам продемонстрировали фотографии моделей из британских и американских каталогов одежды и глянцевых журналов. Одной группе показали 72 фотографии «типичных» моделей, на которых была одежда 4–6 британских размеров (соответственно XXS и XS). Другая группа увидела снимки моделей «плюс-сайз», одетых в одежду 16–28 размеров (L–BXL). Фотографии показывались парами, и участникам предлагалось выбрать наиболее привлекательный образ в каждой паре. Этот этап занял 15 минут.
На завершающем этапе исследования участникам вновь предложили представить идеальную фигуру. Те, кто ранее видел фотографии истощенных девушек, в среднем уменьшили параметры «идеала». Участники другой группы, наоборот, сделали свою модель более объемной, чем в начале эксперимента.
Авторы акцентируют внимание на том, что длительность этого эффекта остается неясной. Однако жители стран с развитой промышленностью ежедневно подвергаются воздействию идеализированных рекламных образов, что делает их постоянными объектами влияния средств массовой информации. Исследователи отмечают, что подобное воздействие способно не только порождать неуверенность в себе, но и провоцировать серьезные нарушения в питании, такие как анорексия.
Исследование доступно на сайте bioRxiv.
Ранее судьей в конкурсе красоты стал искусственный интеллект. В конкурсе принимали участие и мужчины, и женщины.