Блогеры лучше друзей удовлетворяют эмоциональные потребности

Слежение за блогерами или вымышленными персонажами видео может приносить больше эмоциональной радости, чем общение с соседями или коллегами. Иногда, по данным британских ученых, просмотр контента оказывается даже более полезным, чем разговор с близким другом или любимым человеком.

Кадр из телесериала «Американская семейка».

Парасоциальные отношения — это односторонняя коммуникация между автором контента и потребителем. Человек, например, глядя видео в социальных сетях, может чувствовать эмоциональную близость к блогеру, выпустившему этот ролик. Пользователь привязывается к создателю контента, интересуется его мнением, ощущает эмпатию, но фактически не общается с ним.

Психологи из Эссекского университета изучили влияние парасоциальных связей, общения с близкими по месту жительства или работы, а также дружбы и любовных отношений на людей. опубликовал журнал Scientific Reports.

В исследовании приняли участие от 960 до 1688 человек в возрасте от 16 до 79 лет. Специальными шкалами участники оценивали, насколько их эмоциональные потребности удовлетворяют прочные и непрочные парасоциальные связи, а также близкие (с друзьями, возлюбленными) и неблизкие (с соседями, приятелями с работы) двусторонние отношения. Степень близости определялась по готовности доверить знакомому, степени знакомства или, в случае с блогерами, — частоте просмотра контента, знания о его создателе и чувству необходимости быть частью сообщества. сообщества, сформировавшегося вокруг автора видео.

Два первых опроса показали, что близкие односторонние отношения с блогерами или персонажами из видеоконтента помогали испытуемым справляться с переживаниями и поддерживали не хуже, чем слабые двусторонние связи. Участники часто чувствовали понимание и поддержку со стороны блогеров, несмотря на отсутствие прямого общения. В то же время прочные связи, такие как давняя дружба или романтические отношения, участники исследования назвали более эффективными для удовлетворения эмоциональных потребностей.

В третьем этапе исследования ученые обратили внимание на самооценку участников. Ее оценили с помощью опроса и сравнили с ответами о роли парасоциальных и личных отношений в эмоциональном благополучии. Участники с низкой самооценкой чуть чаще удовлетворяли эмоциональные потребности с помощью блогерского контента, чем с помощью общения. Но если реальные социальные связи представляли угрозу (например, любимый человек не соглашался с мнением участника, отвергал его или неправильно общался), то предпочтение отдавали парасоциальному взаимодействию независимо от самооценки.

Исследователи, основываясь на данных третьего опроса, предположили, что односторонняя коммуникация с блогерами или вымышленными персонажами может удовлетворять не все эмоциональные потребности человека. Например, общение таким образом способно создавать чувство безопасности, но не позволит почувствовать ту же близость, что и при настоящих личных отношениях.

Авторы работы полагают, что нужно исследовать роль фан-сообществ блогеров в формировании мнения о значимости парасоциальных отношений для эмоционального благополучия людей.
Также важно изучить, помогает ли односторонняя связь с блогерами или персонажами видео людям, или они склонны считать такую коммуникацию эффективной.