Беседа о дне – лучшее средство развития речи у детей, чем совместное чтение

Разговор о прожитом дне оказал большее влияние на развитие речи ребёнка, чем чтение вслух или игра с конструктором, установили учёные из США и Дании.

Кадр из сериала «Американская семья».

Развитие речи и навыков общения у ребенка зависят от множества факторов. Исследования показывают, что обучение нескольким языкам не всегда улучшает речевое развитие, а видеоконтент принесет пользуКонтент разрешен только при совместном просмотре с родителем.

Популярным способом развития речи считается совместное чтение книг с иллюстрациями, но без текста. Родитель и малыш рассматривают картинки, обсуждают их содержание, фантазируют и придумывают истории. Ребенок учится описывать изображения и выражать мысли вслух.

Совместное чтение благотворно влияет на развитие речи у детей, но взрослым может быть сложно поддерживать высокую степень вовлеченности из-за потери интереса или возникновения стресса.

Ученые из Флоридского Атлантического университета и датского Орхусского университета нашли более естественный способ, который эффективен для развития речи у детей. Обсуждение событий прошедшего дня полезнее чтения вместе. опубликовалJournal of Applied Developmental Psychology.

В эксперименте приняли участие 155 датских пар, состоящих из родителя — носителя датского языка — и ребенка в возрасте от трех до пяти лет. Ученые записали беседы родителей с детьми во время чтения книг с картинками, игры с конструктором LEGO, а также обсуждения событий прошедшего дня, которые ребенок прожил вместе с родителем (например, совместная прогулка в парке или поход на пляж). После эксперимента исследователи оценили словарный запас ребенка.

Проанализировав расшифрованные записи разговоров, авторы научной статьи изучили характеристики родительской речи, оказывающие влияние на языковое развитие детей, согласно предыдущим исследованиям. Во время чтения и разговора о событиях из жизни родители реже давали указания и требования, чем во время игры с конструктором. Вместо этого чаще задавали вопросы «что?», «кто?», «где?», побуждающие ребенка вспоминать происшедшее, а также «почему?» и «как?», развивающие мышление.

По богатству слов совместные воспоминания и чтение оказались на одном уровне с игрой с LEGO. Самой сложной грамматически была речь взрослых в разговоре о событиях из жизни ребенка. Поэтому этот вид досуга чаще других способствовал использованию ребенком более распространенных предложений.

Авторы исследования полагают, что полученные результаты помогут не только эффективнее развивать языковые навыки детей, но и сделать этот процесс комфортнее для взрослых. Живое обсуждение событий — более естественный и универсальный вид взаимодействия, поэтому пользуется большой популярностью в раннем возрасте.