В связи с продолжающимися демонстрациями в Беларуси, тема присоединения этой страны к России стала подниматься всё чаще. Рассмотрим мотивы подобных высказываний и причины, по которым это маловероятно, как минимум, в варианте с крымским сценарием.

#ЯМыБеларусь
Сперва немного о политике. Несмотря на слухи, полное присоединение Белоруссии к России с утратой суверенитета никому не нужно — ни нам, ни им. Многие, кажется, путают начавшуюся интеграцию двух государств с полной передачей территории и власти. Интеграция возможна, полное вхождение в состав России — крайне маловероятно. Жители России просто этого не поддержат. Причина проста — каждое государство желает суверенитета. Таков закон, как политический, так и биологический. Но об этом позже.
Если решение не одобрит белоруское гражданство, это грозит Москве серьёзными трудностями. Уверен, появятся силы, использующие ситуацию в своих интересах и обостряющие обстановку. Может начаться что-то похожее на события в Чечне. «А как же Крым?» — может возразить кто-то. Необходимо помнить, что на полуострове ситуация была иной: там проживает преимущественно русское население, а не представители другой, пусть и родственной национальности.

В России также существуют автономные республики, где преобладающее население не представляет славянскую этническую группу и даже не является с ней родственным. историческиИз-за привычки это не воспринимается как несправедливое.
Возвращаясь к Крыму, стоит отметить ещё один важный момент: на полуострове сложилась критическая ситуация. Люди опасались за свою жизнь и вынуждены были покидать свои дома и имущество. Вступление в состав России обеспечило им защиту от гражданской войны и националистических убийств. Поэтому сравнивать Крым с Белоруссией невозможно.
Постепенная интеграция, подобная той, что у стран Евросоюза, возможна и приносит пользу обеим сторонам. Для Белоруссии это гарантия суверенитета и расширение рынков сбыта, так как большая часть белорусских товаров поставляется в Россию (хотя, судя по митингам, не все граждане Белоруссии разделяют это мнение). Нам же такое партнерство выгодно с политических позиций — как форпост в отношениях с западными странами.
Расхождение России и Беларуси могло бы привести к недопониманию среди граждан, поскольку народы считаются братскими. Без интеграции с Беларусью та рискует интегрироваться в ЕС с аналогичными для Украины последствиями. Несмотря на это, полное сотрудничество реализовать сложно из-за неравных возможностей партнеров.
Нарциссизм малых различий
В жесточайших столкновениях истории противоборствующие стороны часто представляли собой народы, схожие в культуре, традициях и происхождении, а не диаметрально противоположные. Именно такие группы, удивительно, очень часто враждуют друг с другом. Аналогию можно провести с болельщиками футбольными командами: конфликты возникают именно между ними, а не, например, между футболистами и теннисистами.
Возможно, причина в том, что близкие культуры отражаются друг другу подобно искажённому зеркалу, из-за чего ревность к ним наибольшая. Такое восприятие ставит под угрозу основополагающее желание человека в своей культуре. уникальностиФрейд прозвал это феномен «нарциссизмом малых различий», и теперь об нём знают все политические аналитики.
Возможно, поэтому автономные республики в составе России не так активно стремятся к отделению от нее. Не являясь близкими родственниками русскому народу, составляющему большинство населения страны, национальные группы этих республик не ощущают такого же желания независимости. Белорусы и украинцы же – это этносы, родственные русскому народу.

Чтобы понять нарциссизм, нужно вспомнить: не все могут похвастаться выдающимися достижениями. Но ощущать важность хочется всем. В таком случае выход – быть частью «важного» общества. Поэтому националисты так рьяно борются за превосходство своего народа или расы – это якобы в их интересах.
Чем выше в глазах других этнос, тем важнее себя чувствуют представители этого этноса. Есть также понятие отрицательной самоидентификации, когда человек или группа противопоставляют себя другому человеку или людям. Это позволяет провести четкие границы между собой и другими и получить уникальность таким простым способом, даже не имея каких-то выдающихся достижений. Особенно это хорошо работает на больших группах людей, ведь ненавидеть всегда легче, чем любить. А ненавидеть вместе с кем-то — еще проще.
Безусловно, это крайние проявления индивидуальности как личности, так и целого этноса, но на них же основывается и обычное стремление каждой нации, особенно небольшой, сохранить суверенитет. Белорусы — не исключение.
Расизм и стадное чувство
Сохранение суверенитета можно назвать здоровым чувством, в отличие от расизма, который нездоровый. Идею о неравноценности человеческих рас можно считать предрасположенностью, заложенной природой. Такое чувство свойственно любым живым организмам, существующим группами и способным различать различия.
Антрополог Станислав Дробышевский в лекции говорит, что если кто-то похож на нас, то это свой, близкий генетически и не соперник за ресурсы. Такой человек «хороший». Если же он отличается внешне, то является конкурентом, чужим и «плохим». Подобное наблюдается у различных животных: от рыб до волков и копытных.

Мы как животные склонны разделять друг друга на «своих» и «чужих». Наше сознание дополнительно создаёт множество причин для того, чтобы считать других хуже себя. Если человеку с детства говорят, что одни люди плохие, а другие, например с другим цветом кожи, хорошие, то он будет так думать.
Подобное поведение встречается не только у людей, но и у шимпанзе. Известны случаи, когда самцы собирались в стаи и патрулировали границы своего участка. Заметив чужаков, убивали их — чем не аналог человеческих преступных сообществ? Биологам давно известно, что люди любят разделять пространство, причем не только по расовому признаку, но и по любому другому. Это явление можно наблюдать в параллельных очередях, например в аэропорту. Люди четко делят свою очередь и следят за тем, какая из них двигается быстрее.
Чем сильнее человек стремится быть частью группы, тем больше он склонен осуждать тех, кто к ней не принадлежит. PNAS.
Участники с более выраженными политическими взглядами в группах проявляли больше предвзятости по отношению к тем, кто туда не принадлежал, даже если последние имели схожие, но менее яркие политические убеждения.
Рыбки и военные подвиги
の本質的な欲求を満たすのに役立つように、進化の過程で脳に刻み込まれたものとして考えるべきでしょう。 решенияУ нас, как и у высших обезьян, нет чистых инстинктов, но есть путь наименьшего сопротивления для нейронных импульсов. Именно этот путь помогал нашим предкам выживать миллионы лет эволюции. Потому некоторые поведенческие паттерны нам усваиваются легче других.
Существует мнение, что склонность к объединению в группы способствовала становлению человека. предел группы шимпанзе — около 50 особей, для древних людей эта цифра уже равна 150 индивидам. Размеры неолитических поселений составляли до 200 человек (примерно такие же цифры наблюдаются в современных поселениях традиционных сообществ). Это называется числом Данбара — ограничением на количество постоянных социальных связей, которые способен поддерживать человек. По разным оценкам, у современных людей это число лежит в диапазоне от 100 до 230, а в среднем так же, как и у предков, составляет около 150.
Увеличение группы втрое, по предположению, было необходимо для более успешного противостояния соперникам и борьбы за ресурсы. В результате активного взаимодействия между группами возник человек как крайне социальное существо.
В связи с этим общество для нас играет важную роль, но не всё его, а лишь часть — «свои», а не «чужие».

Критерии группировки не имеют большого значения, но одним из самых распространенных и положительных является национальная принадлежность. Преданность своей группе, «своим», называется парохиальным альтруизмом. С ним же связана ненависть к «чужим», направленная на то, чтобы «своим» стало лучше. Для этого многие готовы умереть (ярким примером служат теракты-камикадзе, где люди жертвуют собой, лишь бы убить «чужаков»).
Взаимоисключение тех, кто не принадлежит к группе, как мы уже заметили ранее, порождает негативное отношение к ним. Это позволяет не только обозначить границы и идентифицировать себя, но и сплотить членов группы друг с другом. Люди часто готовы на всё ради ощущения объединения перед лицом общего врага (пременно это подталкивает к совершению невероятных военных подвигов). Мы считаем, что такое высокое чувство свойственно только людям, но это заблуждение. Тогда может быть, лишь высшим приматам?
Это явление наблюдается у многих социальных видов: собак, крыс, рыбок-колюшек. Если поставить зеркало перед самцом колюшки, то он, думая, что защищает свою территорию от «врага», будет атаковать отражение. У этой маленькой рыбы появится много агрессии (кстати, если кто-то наивно полагает, что агрессия — это «плохо», глубоко ошибается; агрессия — древний механизм, который позволяет защищать свою территорию или статус, брачного партнера от посягательств соперников).
Рыба рано или поздно утомится, но установка второго зеркала рядом даст самцу новые силы, и он вновь начнет энергично биться с «соперником» наравне со своим новым «другом». Вместе они будут биться плечом к плечу — это придаст новой силы рыбе. У нее нет самосознания, так что это будет просто тупая битва за территорию. У людей же есть самосознание, поэтому мы накладываем эти древние механизмы на высокие цели. Недаром ведь свобода считается одной из высших ценностей в человеческом сообществе. Вы до сих пор думаете, что белорусы захотят так просто лишиться своего суверенитета?
Отказ от суверенитета имеет рациональный смысл: зачем эволюции понадобился бы такой механизм, если бы не приносил пользы? Растрачивание собственных территорий ведет к материальной зависимости от другого государства и народа с неутешительными последствиями. А если Белоруссию насильно присоединят? Тогда она начнет борьбу за свою территорию, как самец колюшки, следуя законам эволюционной психологии. Объединение против «общего врага» придаст еще больше сил ее жителям, и на западном «фронте» может возникнуть новый кровавый конфликт.