Американский учёный исследует корни стереотипа о безнравственности атеистов и сравнивает их моральные ценности с ценностями верующих.

Популярный стереотип утверждает, что атеисты ненадежны и не обладают моральным компасом. В исследовании Томаса Штоля из Иллинойсского университета показано, что за последние 40 лет в США отношение к большинству расовых и религиозных меньшинств улучшилось, чего нельзя сказать об отношении к атеистам.
Недавние опросы показывают, что американцы относятся к атеистам (и мусульманам) менее благосклонно, чем к любому другому религиозному сообществу. 93-96 процентов жителей Соединенных Штатов готовы проголосовать за кандидата в президенты, являющегося афроамериканцем, католиком или евреем, тогда как лишь 60 процентов желают отдать свой голос потенциальному лидеру страны — атеисту.
Изучение причин антипатии к неверующим началось недавно и показало, что основа предубеждения – недоверие. Опросы показывают, что 44% американцев считают веру в Бога необходимой для нравственности. Неприязнь к тем, кто отрицает высшую силу, вероятно, возникает из двух взаимосвязанных, но различающихся опасений.
Люди опасаются, что атеисты не разделяют их моральных норм и ценностей, считая их социальной группой, не соответствующей видению страны. Даже если бы безбожники имели общее представление о добре и зле, люди всё равно думают, что они будут вести себя аморально из-за отсутствия веры во всевидящего Бога. Подобные предубеждения встречаются не только среди религиозных жителей США, но и в 11 из 13 изученных стран. разделяют сами же неверующие.
Томас Штоль исследовал согласие атеистов с общепринятыми ценностями, их важность и соответствие моральных принципов воззрениям верующих или отличие от них. Ученый провел два опроса среди 429 атеистов и верующих из США (христиан, мусульман и евреев) на платформе Amazon Mechanical Turk, а также два больших опроса с участием 4193 неверующих и теистов из Соединенных Штатов и Швеции. Среди прочего аморальность измерялась по Шкале макиавеллизма личности: участникам предлагалось оценить утверждения, такие как «Я готов быть неэтичным, если считаю, что это поможет мне добиться успеха», по пятибалльной шкале. опубликованы в журнале PLOS One.
Исследование установило, что верующие в большей степени, чем неверующие, склонны разделить моральные ценности, способствующие сплочению группы (проявление уважения к авторитету и т.п.). Атеисты же чаще оценивают нравственность поступка исходя из его последствий. Независимо от веры, опрошенные в равной степени придерживались ценностей, связанных с защитой уязвимых или слабых людей, с борьбой против угнетения личности. У всех также проявилась склонность к эпистемической рациональности: участники доверяли утверждениям, основанным на доказательствах.
Не исключено, что негативный стереотип об атеистах как о неморальных людях частично вызван тем, что они менее склонны, чем религиозные люди, рассматривать уважение к авторитету, внутригрупповую лояльность и святость как составляющие нравственности. Атеисты более склонны выносить моральные суждения о вреде на основе консеквенциализма в каждом конкретном случае, — отметил Штоль. Таким образом, добавляет ученый, у атеистов есть моральный компас, но он откалиброван иначе, чем тот, который используют верующие.