Британские психологи установили, что действия детей и подростков, причиняющие вред обществу или игнорирующие эмоциональное состояние окружающих, могут быть связаны не только с негативными, но и с позитивными эмоциями. Ранее исследования в основном фокусировались на негативных переживаниях.
Поведение, оказывающее деструктивное воздействие на окружающих, классифицируется как антисоциальное. Оно нередко проявляется в нарушении прав человека, агрессии и игнорировании личных границ. К антисоциальному поведению относятся травля, использование нецензурной лексики в общественных местах, различные формы насилия и пренебрежение общепринятыми социальными нормами.
В предыдущих исследованиях антисоциальное поведение связывали с различными психическими расстройствами, негативными переживаниями и психологическими травмами в детстве. Например, поведение интернет-троллей оказалось связано с личными комплексами, чувством обиды, неосознаваемой агрессией. А желание сохранять анонимность в Сети могло быть вызвано не только стремлением «отвлечься» от реальности, но и с непониманием собственной идентичности, садистскими или психопатическими наклонностями.
Британские ученые из Университета Бата выяснили, что не только негативные, но и позитивные эмоции могут провоцировать нарушение социальных норм у детей и подростков. Подобные действия могут быть связаны со стремлением испытать приятные ощущения до, во время или после антиобщественного поступка. Результаты исследования опубликовал журнал Обзор клинической психологии детей и семей .
В результате анализа 52 исследований, выполненных с использованием различных методологий, выборки и подходы, психологи установили связь между положительными эмоциями и антисоциальным поведением у детей и подростков. Данные, полученные в ходе судебно-медицинских и клинических исследований, подтверждают эту взаимосвязь. Так, некоторые участники экспериментов признавались, что совершали кражи «для развлечения», а другие выражали удовольствие улыбками, смехом и другими способами, выполняя задания, классифицируемые как «антисоциальные.
Наиболее выраженная взаимосвязь наблюдалась у детей младшего возраста, преимущественно у мальчиков. Влияние оказывали также определенные личностные характеристики, такие как высокий уровень социального доминирования и тяга к поиску новых ощущений черствоэмоциональные качества. По мнению исследователей, дети и подростки чаще нарушают социальные нормы в компании с ровесниками, проявляющими аналогичное поведение.
Авторы научной работы утверждают, что полученные ими результаты соответствуют ранее сделанным выводам об антисоциальном поведении взрослых, демонстрируя схожую взаимосвязь с положительными эмоциями. Исследователи выражают надежду, что их публикация позволит усовершенствовать профилактические мероприятия, направленные на предотвращение деструктивного поведения у детей, находящихся в зоне риска, таких как дети, пережившие насилие или проживающие в неблагополучных районах.